Библиотечный ПР отнюдь не равнозначен прежним координационным связям. Сегодня речь идет о социальном партнерстве, цель которого – формирование единого культурно-информационного пространства, решение первоочередных задач, важных для населения. Особенность библиотек-новаторов в том, что они идут к своим партнерам (муниципальным властям, депутатам, общественным объединениям, коммерческим фирмам и пр.) не в роли просителей, а с заранее продуманными предложениями, которые основаны на нестандартных подходах к решению актуальных для них проблем. Библиотека как равноправный партнер предлагает свои информационные ресурсы и интеллектуальный потенциал.
Это означает, что связи с общественностью – не разовая акция, а одно из приоритетных направлений библиотечно-информационной политики и одновременно средство освоения новых социальных технологий. Последнее обстоятельство составляет главное отличие ПР от другого рода инструментов: в оптимальном варианте ПР всегда связан с воздействием на общественное сознание, с изменением стереотипов, преодолением мифологизированных представлений о библиотеке. Не случайно связи с общественностью называют также «репутационным менеджментом».
Рассматривая социальное партнерство как содержательную основу ПР, следует остановиться на взаимоотношениях библиотеки с общественными структурами, некоммерческими и неправительственными организациями и их региональными отделениями. Известно, что именно их деятельность во многом определяет формирование гражданского общества. У российских библиотек имеются давние традиции привлечения общественности в качестве важного партнера при определении направлений своей деятельности. Достаточно вспомнить читательские советы, успешно функционировавшие в конце 1950-х – начале 1960-х гг., позже в 1970-е гг. клубы по интересам, которые выступали своеобразной формой самоуправления читателей. В начале 1990-х гг. по западным образцам создаются общества друзей библиотеки, оформляется волонтерское движение, куда входят не только читатели, но и известные в регионе представители интеллигенции, сотрудники местных СМИ.
Являясь открытой системой, направленной на удовлетворение ожиданий различных слоев населения, библиотека, и в первую очередь публичная, в большей степени, чем любые другие общественные и государственные структуры, имеет возможность стать центром притяжения общественных организаций. При этом библиотека может многое сделать для институализации последних, осуществляя их информационное обеспечение и презентации результатов социально-полезной деятельности, а также для привлечения их к участию в осуществлении своей библиотечной политики.
Как известно, ПР «внешние» взаимосвязаны с ПР «внутренними», которые функционально близки управлению персоналом. Порой можно встретить мнение, что библиотечная политика – это прежде всего влияние на внешнюю среду. Но без поддержки «изнутри», без сплоченной команды единомышленников невозможно добиться каких бы то ни было позитивных изменений.
Итак, цель ПР–деятельности библиотек – это формирование благоприятного социального отношения и внутреннего «климата» для выполнения библиотекой своих функций, привлечение внимания государства, общества, коммерческих организаций к значимости библиотечной деятельности, обусловленной неповторимостью фондов, составом читателей, особенностями региона, социокультурным профилем.
Чтобы успешно развиваться, библиотеки должны стремиться к расширению круга своих читателей, пользователей, привлечению различных слоев населения, позитивно относящихся к ним, по возможности сокращая категории лиц, скептически воспринимающих систему предлагаемого библиотечного сервиса.
Задачи библиотек в рассматриваемой сфере деятельности – в том, чтобы правильно организовать и систематически проводить работу с общественностью на основе изучения, учета и удовлетворения многообразных интересов граждан; вести эффективный диалог с приоритетными группами общественности; создавать позитивный информационный образ библиотеки; устанавливать устойчивое взаимопонимание между сторонами; постоянно работать над дальнейшим расширением аудитории пользователей; развивать специальные направления работы по пропаганде фондов библиотеки и рекламе ее услуг, в том числе, основанных на новых информационных технологиях.
Рекоменудем посмотреть:
Портрет иллирийских
императоров
Иллирийские императоры (268-282гг.), являясь частью периода солдатских императоров, все же отличались от них. Это время было переходным, ведущим к сложению домината. Для этого этапа характерен переходный стиль портрета без твердо выраженн ...
Культура Возрождения
Новый период в культурном развитии Западной и Центральной Европы получил название Возрождения, или Ренессанса.
Возрождение (франц. Ренессанс; итал. Риначименто) - гуманистическое движение в истории европейской культуры в период конца сре ...
Символика и образ народной игрушки
Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.
Примером ритуального предмета детской игры я ...
Навигация