Религия и ее роль в культуре

Информация » Религия и ее роль в культуре

Страница 6

И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» впервые описал такое социально-общественное явление, как нигилизм. Приверженцем новых идей в романе является его главный герой – Евгений Базаров.

Можно сказать, что в отрицании общечеловеческих ценностей драма не только Базарова, но и всей нашей страны. Большевизм проповедовал новую идеологию, которая нравственным признавала лишь то, что полезно пролетариату, лишь то, что способствует построению другого общества. Последствия таких крайних проявлений нигилизма, такого решительного отказа от основ морали будет ощущаться еще долго.

В конце 50-х годов XIX века в России отчетливо проявился кризис феодально-крепостнической системы хозяйства. Сельское хозяйство переживало застой. Крепостное право тормозило развитие производительных сил в сельском хозяйстве.

Александр II в 1856 году пришел к выводу, что лучше освободить крестьян «сверху», не дожидаясь, пока они освободят себя «снизу».

В общественной жизни России крепло радикальное революционно-демократическое направление. Все большую популярность приобретал журнал «Современник», направление которого определялось статьями Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского. Радикальная программа освобождения крестьян могла быть обнародована только в условиях, когда было официально разрешено в печати обсуждать «крестьянское дело». Политическая ситуация герценовских изданий «Вольной русской типографии» («Колокол», «Полярная звезда»), издававшиеся в Лондоне, была проникнута надеждой на реформу «сверху», веру в самодержавную инициативу и поддержку общества.

Сообщение о начале крестьянской реформы вызвало взрыв энтузиазма в русском обществе, и даже эмигрант – революционер А. И. Герцен, приветствовал царя-освободителя статьей.

19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест и проекты «Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Опубликование «положений» 19 февраля 1861 года о новом устройстве крестьян вызвало полное разочарование в радикальных кругах. В статьях Огарева в «Колоколе» провозглашалось, что крепостное право вовсе не отменено и что «народ царем обманут».

Предпринимались шаги к созданию революционных организаций. Кружок «Великорус» (1861 – 1863) и общество «Земля и воля» (1861 – 1864), ставили своей задачей объединение революционных и оппозиционных сил для натиска на самодержавие. Но надежды революционеров носили стихийный характер, и разрозненные бунты легко подавлялись правительством. Революционно-демократическое движение, не имея социальной опоры, потерпело поражение.

В середине 60-х годов XIX века среди русского студенчества возникло несколько кружков. Пропагандой революционных идей занимался московский кружок Ишутина. В 1867 году образовался кружок Германа Лопатина. В 1868 – 1869 годах вольнослушателем университета С. Г. Нечаевым был организован нелегальный кружок под названием «Народная расправа».

Русское правительство устроило показательный процесс над Нечаевым, чтобы дискредитировать его. Нечаев был заточен в Петропавловскую крепость, где умер в 1882 году. Нечаевское «дело» послужило сюжетом для романа Ф. М. Достоевского «Бесы».

В 1869 году в Петербурге возникли нелегальные студенческие кружки Н. В. Чайковского и А. В. Долгушина, ставившие задачи революционной пропаганды среди народа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Рекоменудем посмотреть:

Религия и ее роль в культуре
Духовная культура, формируясь в течение веков и тысячелетий, ориентировалась на выполнение, по крайней мере, двух социальных функций – выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Иначе говоря, речь идет о познава ...

Судьбы творческой интеллигенции Урала в 1930-е гг
Многие ученые и деятели культуры подвергались в этот период репрессиям. В ходе их погибли председатель Уральского областного бюро краеведения Я.А. Истомин (1887–1939), обвиненный в длительных связях с «врагами народа». Несмотря на насили ...

Эстетическое воспитание школьников на уроках
Эстетическое воспитание - это широкое понятие, обозначающее процесс направленного воздействия на духовный мир личности, в более узком смысле - это формирование способности воспринимать прекрасное, переживать его и претворять в практическо ...