В газете “Русское слово" в статье “Памяти М.С. Щепкина" (11 августа 1913 г) Сергей Яблоновский писал о М.С. Щепкине:
“Крепостной, просто, с чувством настоящего человеческого достоинства водивший настоящую дружбу, как равный с равным, со всеми выдающимися людьми своего времени, прекрасными, но в значительной степени несвободными от сословных предрассудков".
Щепкин писал, что русскую жизнь он знает “от дворца до лакейской" Пребывание в гуще народа развило его наблюдательность, умение передать характер того или иного персонажа. Годы крепостной неволи пропитали сознание демократизмом.
Изображая своих героев на сцене, великий актер использовал прием “портретирования”, одновременно добиваясь, чтобы в сценическом образе были индивидуальные черты и обобщенность.
В письме к актеру Шумскому Щепкин рекомендовал изучать человека в массе. Это позволит изображать его на сцене таким, каким он является в жизни.
Щепкин не смотрел на театр как на развлечение. Для него сцена была учителем жизни, он говорил, что “искусство настолько высоко, насколько близко к природе”.
Щепкин понимал, что убедительность актерского образа зависит не только от таланта данного актера, но и от общего ансамбля, от того, как игра этого актера способствует развитию главного действия драмы, ее смыслу.
Писатель С.Т. Аксаков заметил в статье “Несколько слов о Щепкине”, что “М.С. Щепкин никогда не приносил истину игры в жертву эффекту; никогда не выставлял своей роли напоказ, ко вреду играющих с ним актеров, ко вреду ансамблю и цельности всей пьесы; напротив, великий актер часто сдерживал свой жар и силу его выражения, если другие лица не могли отвечать ему с такою же силой; что б не подавить других актеров в пиесе, он подавлял себя и охотно жертвовал самолюбием, если характер играемого персонажа не искажался от таких пожертвований".
Щепкин требовал, чтобы актер при исполнении своей роли стремился воплотить идею автора, если нужно - уничтожить свою личность и сделаться тем лицом, которое дал автор. Для этого нельзя полагаться на свое “вдохновение”, нужно изучать образ и средства его выражения. Вместе с этим Щепкин самостоятельно творил сценический образ, был актером-художником, полновластным хозяином сцены. Часто он создавал новый образ, используя для этого, казалось бы, малозаметные намеки автора пьесы.
Рекоменудем посмотреть:
Романтизм в России
К началу второго десятилетия XIX века романтизм занимает ключевое место в русском искусстве, обнаруживая более или менее полно свое национальное своеобразие. Чрезвычайно рискованно сводить это своеобразие к какой-либо черте или даже сумме ...
Художественно – композиционная характеристика
исторического костюма
В проекте объектом разработки становится копия модели исторического костюма эпохи Возрождения. Возрождение славилось своими художниками, скульпторами, архитекторами, мастерами прикладного искусства. И хотя культура данной эпохи испытывала ...
Свадебные обряды, обычаи, суеверия
Для крестьянина семья имела исключительное значение. От нее зависело как его экономическое состояние, так и духовно-культурное. Поэтому создание семьи, вступление в брак было одним из наиболее важных событий его жизни. Оно же во многом оп ...
Навигация