Искусство великого актера

В газете “Русское слово" в статье “Памяти М.С. Щепкина" (11 августа 1913 г) Сергей Яблоновский писал о М.С. Щепкине:

“Крепостной, просто, с чувством настоящего человеческого достоинства водивший настоящую дружбу, как равный с равным, со всеми выдающимися людьми своего времени, прекрасными, но в значительной степени несвободными от сословных предрассудков".

Щепкин писал, что русскую жизнь он знает “от дворца до лакейской" Пребывание в гуще народа развило его наблюдательность, умение передать характер того или иного персонажа. Годы крепостной неволи пропитали сознание демократизмом.

Изображая своих героев на сцене, великий актер использовал прием “портретирования”, одновременно добиваясь, чтобы в сценическом образе были индивидуальные черты и обобщенность.

В письме к актеру Шумскому Щепкин рекомендовал изучать человека в массе. Это позволит изображать его на сцене таким, каким он является в жизни.

Щепкин не смотрел на театр как на развлечение. Для него сцена была учителем жизни, он говорил, что “искусство настолько высоко, насколько близко к природе”.

Щепкин понимал, что убедительность актерского образа зависит не только от таланта данного актера, но и от общего ансамбля, от того, как игра этого актера способствует развитию главного действия драмы, ее смыслу.

Писатель С.Т. Аксаков заметил в статье “Несколько слов о Щепкине”, что “М.С. Щепкин никогда не приносил истину игры в жертву эффекту; никогда не выставлял своей роли напоказ, ко вреду играющих с ним актеров, ко вреду ансамблю и цельности всей пьесы; напротив, великий актер часто сдерживал свой жар и силу его выражения, если другие лица не могли отвечать ему с такою же силой; что б не подавить других актеров в пиесе, он подавлял себя и охотно жертвовал самолюбием, если характер играемого персонажа не искажался от таких пожертвований".

Щепкин требовал, чтобы актер при исполнении своей роли стремился воплотить идею автора, если нужно - уничтожить свою личность и сделаться тем лицом, которое дал автор. Для этого нельзя полагаться на свое “вдохновение”, нужно изучать образ и средства его выражения. Вместе с этим Щепкин самостоятельно творил сценический образ, был актером-художником, полновластным хозяином сцены. Часто он создавал новый образ, используя для этого, казалось бы, малозаметные намеки автора пьесы.

Рекоменудем посмотреть:

Колосс Родосский
Греция, 285 год до нашей эры. Бронзовый колосс, воздвигнутый в 285 году до нашей эры на греческом острове Родос в Средиземном море и причисленный к «Семи чудесам света», в описаниях людей, видевших его, выглядел как человек гигантских ра ...

Маяк Александрийский
Египет, 285-279 годы до нашей эры. Необходимость появления в III веке до нашей эры маяка возле крупного портового города Александрия, основанного Александром Македонским и названного в его честь, диктовалась чисто практическими соображен ...

Виды стиля Хай-тек
Исторически в архитектуре сложилось несколько видов стиля Хай-тек: 1. Индустриальный Хай-тек Индустриальный Хай-тек основан на использовании элементов индустриальной эстетики: это сочленения, заклёпки, металлические и стеклянные детали, ...