Алексей Кондратьевич Саврасов

Информация » Русская пейзажная живопись » Алексей Кондратьевич Саврасов

Страница 1

Саврасов представляет в Товариществе лирическую линию развития пейзажа. Впоследствии Поленов и Левитан, особенно Левитан, сознавали себя его последователями и продолжателями. В начале 70-х годов XIX века Саврасов был не единст­венным, но, бесспорно, самым талантливым и значи­тельным выразителем этого творческого направления в пределах русского реалистического пейзажа.

Творческая судьба Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) необычна. Юношей двадцати четырех лет; он уже академик, но потребовалось еще пятнадцать лет напряженной работы, чтобы картина, показанная на 1-й Пе­редвижной выставке, „Грачи приле­тели”, утвердила его как одного из луч­ших современных мастеров, определила значение его творчества в русском ис­кусстве второй половины XIX века. К этому времени Саврасов завоевал авто­ритет в среде московской художествен­ной общественности и как художник и как педагог. Но ни одна из после­дующих его картин, а Саврасов про­жил еще 25 лет, не могла затмить обаяние этого небольшого, скромного полотна.

Основная трудность становления творческой личности Саврасова, как и Клодта и Шишкина, заключалась в том, что процесс его формирования происходил в период, когда пейзажный жанр в демократической русской живописи находился еще в стадии становления. Поэтому передвижники пер­вых поколений должны были, каждый в своей области, выступать как первооткрыватели. Но стать первооткры­вателями было не легкой задачей. Поэтому-то свойс­твенное Саврасову поэтическое восприятие родной при­роды облекается в ранних пейзажах художника в неорганичные для него формы академического роман­тизма. Это и вносило черты противоречивости в раннее творчество Саврасова.

Но и в этот период Саврасов соз­дает произведения, которые предвещают в нем худож­ника-реалиста, тонкого, лирического поэта русской при­роды. Так, в картине „Вид в окрестностях Ораниен­баума” (1854), за которую Саврасов получил звание академика, проявляются реалистические черты, стре­мление избежать поверхностных эффектов, поиски тон­ких тональных решений.

В лучших произведениях конца 60-х годов определяются уже многие существенные стороны творческого облика художника. Наиболее значительные из них - „Лосиный остров в Сокольниках” (1869) и „Печорский монастырь близ Нижнего Новгорода” (1870-1871).

„Печорский монастырь близ Ниж­него Новгорода” написан Саврасовым после путешествия по Волге. Тема картины значительно шире ее названия (из­ображение монастыря, отодвинутое в глубь картины, не играет в ней решающей роли). Избрав низкий горизонт (точка зрения сверху), художник изоб­ражает сгрудившиеся на переднем плане дома и до­мишки предместья, прижатую к домам рощицу высоких, но чахлых берез. Добротные, крепко слаженные и крепко сбитые, но невзрачные дома тесными рядами спускаются по отлогим холмам к берегу. Саврасова словно тяготит этот прочный, но узкий мирок. И за этим серым, скудным миром - как реальность и как мечта - открывается широкий простор великой русской реки. Ощущение бескрайности создается прежде всего сложно и тонко найденным ритмом домов, очертаний берега, сменой уходящих вдаль воздушных планов.

Пейзаж „Грачи прилетели” (1871) был написан в обстановке творческого подъема всего коллектива мо­сковских мастеров, которые поставили перед собой за­дачу создать реалистические образы родного края, отра­зить его своеобразную красоту. Однако сюжет полотна Саврасова характерен не только для московских пейзажистов, но и для всей пейзажной живописи 70-х годов. Перед нами окраина села, церквушка, стайка бе­рез. Подписью „Молвитино” утверждается конкретность избранного художником мотива. Подобные подписи ча­сто встречались в пейзажах этого периода и у самого Саврасова и у его сотоварищей. Глубоко типичный, этот мотив как бы приближен здесь к зрителю, показан с той конкретностью, которая дается художнику лишь в ре­зультате глубокого изучения и знания природы.

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Инфраструктурное обеспечение
Проводить последовательную работу по укреплению чувства членства в РБА, гордости за принадлежность к профессиональной организации, формированию корпоративной идеологии и профессионального сознания. Активно проводить работу по привлечению ...

Романский стиль
Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие "града божьего" ...

Особенность культуры средневековья
На протяжении нескольких последних столетий взгляд историков на Средневековье и оценка его неоднократно менялись, отражая трансформацию общих взглядов как на современность, так и на прошлое. Как уже упомянуто, гуманисты видели в столетиях ...