Алексей Кондратьевич Саврасов

Информация » Русская пейзажная живопись » Алексей Кондратьевич Саврасов

Страница 1

Саврасов представляет в Товариществе лирическую линию развития пейзажа. Впоследствии Поленов и Левитан, особенно Левитан, сознавали себя его последователями и продолжателями. В начале 70-х годов XIX века Саврасов был не единст­венным, но, бесспорно, самым талантливым и значи­тельным выразителем этого творческого направления в пределах русского реалистического пейзажа.

Творческая судьба Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) необычна. Юношей двадцати четырех лет; он уже академик, но потребовалось еще пятнадцать лет напряженной работы, чтобы картина, показанная на 1-й Пе­редвижной выставке, „Грачи приле­тели”, утвердила его как одного из луч­ших современных мастеров, определила значение его творчества в русском ис­кусстве второй половины XIX века. К этому времени Саврасов завоевал авто­ритет в среде московской художествен­ной общественности и как художник и как педагог. Но ни одна из после­дующих его картин, а Саврасов про­жил еще 25 лет, не могла затмить обаяние этого небольшого, скромного полотна.

Основная трудность становления творческой личности Саврасова, как и Клодта и Шишкина, заключалась в том, что процесс его формирования происходил в период, когда пейзажный жанр в демократической русской живописи находился еще в стадии становления. Поэтому передвижники пер­вых поколений должны были, каждый в своей области, выступать как первооткрыватели. Но стать первооткры­вателями было не легкой задачей. Поэтому-то свойс­твенное Саврасову поэтическое восприятие родной при­роды облекается в ранних пейзажах художника в неорганичные для него формы академического роман­тизма. Это и вносило черты противоречивости в раннее творчество Саврасова.

Но и в этот период Саврасов соз­дает произведения, которые предвещают в нем худож­ника-реалиста, тонкого, лирического поэта русской при­роды. Так, в картине „Вид в окрестностях Ораниен­баума” (1854), за которую Саврасов получил звание академика, проявляются реалистические черты, стре­мление избежать поверхностных эффектов, поиски тон­ких тональных решений.

В лучших произведениях конца 60-х годов определяются уже многие существенные стороны творческого облика художника. Наиболее значительные из них - „Лосиный остров в Сокольниках” (1869) и „Печорский монастырь близ Нижнего Новгорода” (1870-1871).

„Печорский монастырь близ Ниж­него Новгорода” написан Саврасовым после путешествия по Волге. Тема картины значительно шире ее названия (из­ображение монастыря, отодвинутое в глубь картины, не играет в ней решающей роли). Избрав низкий горизонт (точка зрения сверху), художник изоб­ражает сгрудившиеся на переднем плане дома и до­мишки предместья, прижатую к домам рощицу высоких, но чахлых берез. Добротные, крепко слаженные и крепко сбитые, но невзрачные дома тесными рядами спускаются по отлогим холмам к берегу. Саврасова словно тяготит этот прочный, но узкий мирок. И за этим серым, скудным миром - как реальность и как мечта - открывается широкий простор великой русской реки. Ощущение бескрайности создается прежде всего сложно и тонко найденным ритмом домов, очертаний берега, сменой уходящих вдаль воздушных планов.

Пейзаж „Грачи прилетели” (1871) был написан в обстановке творческого подъема всего коллектива мо­сковских мастеров, которые поставили перед собой за­дачу создать реалистические образы родного края, отра­зить его своеобразную красоту. Однако сюжет полотна Саврасова характерен не только для московских пейзажистов, но и для всей пейзажной живописи 70-х годов. Перед нами окраина села, церквушка, стайка бе­рез. Подписью „Молвитино” утверждается конкретность избранного художником мотива. Подобные подписи ча­сто встречались в пейзажах этого периода и у самого Саврасова и у его сотоварищей. Глубоко типичный, этот мотив как бы приближен здесь к зрителю, показан с той конкретностью, которая дается художнику лишь в ре­зультате глубокого изучения и знания природы.

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Восток ожидает своего обращения
Как же окажется возможным обращение в христианство мусульман, буддистов, индуистов, - ведь на первый взгляд это совершенно нереально? Ответ, однако, простой: их обращение возможно точно так же, как и все имевшие место в истории массовые о ...

Этрусский портрет
Важный вклад в развитие римского портрета оказало искусство их ближайших соседей и предшественников. Хотя точных сведений о религии этрусков не сохранилось, сохранившиеся образцы предметов их погребального культа свидетельствуют об их инт ...

История Московского сада Эрмитаж
Сад «Эрмитаж» в Каретном Ряду основал известный московский антрепренер, театральный предприниматель и меценат Яков Васильевич Щукин. Летом 1894 г. известный московский антрепренер Яков Васильевич Щукин, реализует свою идею создания театр ...