Бартоломео Растрелли

Страница 1

Родился в семье, принадлежавшей к числу потомственных горожан Флоренции. Фамилия Растрелли пользовалась дворянскими привилегиями.

Подобно всем детям состоятельных флорентийцев, Бартоломео получил хорошее образование, изучил французский язык, а позднее был отдан для профессионального обучения в одну из скульптурных школ.

Занятия скульптурой считались почетными.

Растрелли прошел выучку, типичную для флорентийской скульптурной школы: был разносторонне подготовлен к работе в различных материалах и особенно в бронзе, уверенно владел искусством художественного литья, хорошо рисовал, не был чужд ювелирному делу, мог выступать как театральный живописец-декоратор, имел навыки архитектурного проектирования, разбирался в строительной технике и конструкциях, знал гидравлику.

В 1716 г. прибыл в Россию по приглашению Петра I. Вместе с ним приехал и его сын Франческо, будущий архитектор.

По приезде в Россию Растрелли начал работать как архитектор, принимая участие в планировке Васильевского острова и проектируя ансамбль в Стрельне. Петр I одобрил проект, после чего Растрелли приступил к работам в Стрельне. Однако вскоре у него появился соперник – Ж.-Б.Леблон, назначенный на должность генерал-архитектора. Между Растрелли и Леблоном сразу установились сложные отношения, переросшие затем в открытую вражду, в результате чего Растрелли был отстранен от работ в Стрельне.

В 1721 г. скульптором были отлиты из свинца и установлены девять барельефов для Большого каскада в Петергофе, где получила отражение тема Северной войны. Примерно в это же время Растрелли выполнил эскизы двух больших свинцовых статуй – Нептуна и Амфитриты, которые предполагалось поместить в ковше Большого петергофского каскада. Однако заказ на их исполнение передали в Англию. В том же году Растрелли создал 85 медных деталей в виде листьев аканта для украшения балконных решеток Верхнего дворца в Петергофе. Утраченные во время Великой Отечественной войны, они были воссозданы в 1949 г. Из свинца была отлита статуя «Зима», когда-то стоявшая в Верхнем саду.

В 1723 г. Растрелли создает свинцовую скульптуру «Гладиатор с пистолетом» для Большого каскада, простоявшую вплоть до 1803 г.

Совместно со скульптором Н.Пино в 1723 г. Растрелли создает две модели для предполагаемого строительства Руинного каскада в Петергофе. В одной из них разрабатывалась общая планировка сооружения, другая представляла собой скульптурную группу «Нептун в колеснице», впоследствии так и не переведенную в материал.

Примерно тогда же Растрелли создал сохранившиеся до наших дней свинцовые маскароны для аттика Марлинского каскада. Взяв за основу рисунки архитектора Н.Микетти, Растрелли нашел интересные образы фантастических существ, скорее забавных, чем свирепых, с маленькими глазками, хохлатыми гребешками, круглыми ушами, похожими на плавники, и широко растянутыми ртами, выбрасывающими искрящиеся потоки воды.

После смерти Петра I для Растрелли начался трудный период. Правда, в 1726 г. он продолжает работать для Петергофа, создавая скульптурную группу «Тритон, раздирающий пасть морскому чудовищу» для Оранжерейного фонтана в Нижнем парке. Кроме этой основной группы, напоминающей «Самсона», в композицию входили четыре черепахи, размещенные на небольших, искусственно насыпанных островках. Скульптурная группа «Тритон, раздирающий пасть морскому чудовищу» была отлита из свинца, и в 1875 г. в связи с сильной деформацией ее убрали из бассейна. Взамен снятой скульптуры Оранжерейный фонтан украсила новая. О произведении же Растрелли мы можем судить по сохранившемуся рисунку Д.Иенсена, зафиксировавшего скульптуру мастера с характерной для него сочной лепкой и подчеркнуто рельефными объемами. В годы Великой Отечественной войны фашисты уничтожили произведение Растрелли. Советский скульптор-реставратор А.Ф.Гуржий в 1956 г. Воссоздал утраченную композицию на основе рисунков XVIII в.

В 1730-е гг. Растрелли создает для Петергофа значительные работы – ряд скульптурных групп (в настоящее время не сохранившихся).

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Скульптура
Спор по поводу того, существует ли такое понятие как "римский стиль", по вполне понятной причине в основном касается именно скульптуры. Даже, если не учитывать массовый ввоз и копирование греческих оригиналов, репутация римских ...

Быт Петровского времени
Самый устойчивый компонент жизни людей – это быт, но и он испытал серьезные изменения в петровскую эпоху. Поставив целью сформировать породу новых людей, Петр стремился привить дворянам хорошие манеры, дать им светское воспитание и образо ...

Формы социо-культурной работы с людьми пожилого возраста
В соответствии с федеральным законодательством определены следующие формы социального обслуживания пенсионеров: на дому, включая социально-медицинское; полустационарное в отделениях дневного (срочного) пребывания учреждений социального об ...