Федос Щедрин родился в Петербурге в семье гвардейского солдата. Отец определил его в возрасте 13 лет в воспитательное училище при Академии художеств, где уже обучался его старший брат Семен Щедрин, впоследствии известный пейзажист. Федос вскоре начал учиться скульптуре у профессора Н.-Ф.Жилле и выдвинулся среди сотоварищей. В 1773-1775 гг. стажировался в Риме, а в 1775-1785 гг. – в Париже. Первое значительное произведение скульптора, выполненное по возвращении в Россию, статуя «Венера» (1792). Вопреки общему правилу, Щедрин не получил академического звания после возвращения из-за границы.
Преподавал в Академии художеств. С 1818 г. – ректор скульптуры. Мастер монументально-декоративной и станковой пластики.
Годы XIX в. стали самыми плодотворными в жизни мастера. Щедрин участвует в украшении петергофских фонтанов, Казанского собора, зданий Биржи и Адмиралтейства.
Статуи Петергофа выполнены в излюбленном Щедриным жанре декоративной садово-парковой скульптуры, однако их решение потребовало принципиально нового подхода. Здесь впервые перед Щедриным встала задача создания не самостоятельного, отдельно стоящего произведения, а статуй, которые должны были органично войти в уже существующий сложный ансамбль. И скульптор успешно справился с этой трудной задачей. Он создал для петергофского Большого каскада статуи «Персей» (1800), «Нева» (1804) и две группы «Сирен» (1805).
Щедрин создает Персея (сына Зевса и Данаи, победившего медузу Горгону) в момент торжества. Обнаженный герой широко шагнул вперед. В правой, опущенной руке он держит меч, уже сослуживший свою службу, левой – протягивает зрителю голову побежденной Горгоны. Щедрин строит композицию на сложных перекрещивающихся движениях: направленном вперед, создаваемом широким шагом Персея, и перпендикулярном ему, образованном линией плеч, «перерезающей» шаг. Как и остальные статуи Щедрина, выполненные для Петергофа, «Персея» отличает убедительная жизненность. В его ладно сложенной фигуре и очень русском, очерченном мягким овалом лице нет никакой идеализации. Интересно, что даже отсеченную голову Горгоны скульптор изобразил не отталкивающей химерой, а как вполне реальную женскую голову с несколько крупноватыми, неправильными чертами лица и застывшим выражением безысходной тоски. Существует также версия, что лицо Горгоны имеет портретное сходство с лицом шведского короля Карла XII, так как образ и подвиг Персея в XVIII в. отождествлялись с Петром I и его победами.
«Персей» - единственная петергофская статуя, всю блокаду находившаяся в осажденном Ленинграде в Исаакиевском соборе, куда были эвакуированы ценности и экспонаты из пригородных дворцов-музеев.
Женская фигура, олицетворяющая Неву, как и парная к ней мужская фигура Волхова, принадлежащая И.П.Прокофьеву, помещены на полукруглых выступах Самсоньевского ковша. Это определяет их важную роль в общей композиции ансамбля Большого каскада.
Образ «Невы», созданный скульптором, далек от условности и манерности ряда аллегорических статуй Петергофа или Летнего сада. Перед нами полная нерастраченных сил, зрелая женская красота, воссозданная Щедриным настолько убедительно, что почти не оставляет сомнений в использовании живой модели. Полнокровность тяжеловатых форм, переданных плотной лепкой и тщательной моделировкой, выгодно отличает «Неву» Щедрина от безупречных по мастерству, но холодных статуй многих его современников, избегавших близкого сходства с природой. Во время Великой отечественной войны статуя была похищена фашистами. В 1950 г.
Рекоменудем посмотреть:
Многоуровневое строение культуры
Культура не существует вне человека. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование, воспитание – это ни что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому ...
Религия архаики
«Образование раннеклассовых государств внесло новые черты в духовную жизнь, в том числе и в сакральные представления. Сообщество эллинских богов (пантеон) получило более определенную организационную структуру. Мировоззрение народа рисова ...
Федотовская традиция в 1850-1860х годах позапрошлого века
Жанристы второй половины XIX века могли с полным основанием искать истоки своего творчества в работах П. .А. Федотова. Сам Павел Андреевич был одинок в своей борьбе за новое направление в русском искусстве. Те художники, которые его окруж ...
Навигация