Репертуар театра

Информация » Рязанский театр » Репертуар театра

Страница 3

Со временем пьесы А.Н. Островского занимают в драматургии рязанского театра все большее место. Неизменный успех имели спектакли "Бедность не порок", "В чужом пиру похмелье", "Волки и овцы", "Без вины виноватые". Особенно успешно шла "Последняя жертва" с участием выдающейся актрисы того времени 0.0. Садовской. "Садовская в "Последней жертве", - писал один из рецензентов того времени, - это торжество русского реалистического искусства".(8, с. 108)

В последующие годы выступления известных московских актеров на рязанской сцене стали частым явлением. С участием М.П. Садовской. Е.М.

Садовской, Е.К. Лешковской, А.И. Южина были показаны спектакли "Лес", "Таланты и поклонники" А.Н. Островского, "Чайка" А.П. Чехова, "Дон Жуан" Мольера, "Дмитрий Донской" Озерова. В 1900 г. в Рязани с большим успехом прошли гастроли крупнейшего российского актера Павла Николаевича Орленева. Он выступал в роли Гамлета, царя Федора в "Царе Федоре Иоанновиче" А.К. Толстого, в инсценировках "Преступления и наказания" и "Братьев Карамазовых" Ф.М. Достоевского. Вызовам, как отмечает "Рязанский листок" не было конца. (6, с. 15)

Не вызывает сомнений, что высокое мастерство столичных актеров, а также заметно возросший общий культурный уровень общественной жизни города в этот период, способствовали росту взыскательности рязанской театральной публики. В репертуаре театра все реже встречаются малохудожественные вещи, такие, например, как пустая комедия "Домашняя язва", поставленная по настоянию антрепренера Медведникова и для привлечения публики выдаваемая им за произведение . Тургенева!

К концу 90-х гг., когда в стране нарастала революционная обстановка, на сцене рязанского театра ставились пьесы Г. Ибсена "Нора" и "Доктор Штокман". Обращение к ним отвечало потребностям демократически настроенного зрителя и делалось событием общественного значения. В этих произведениях Генрих Ибсен с большой художественной силой обличал пороки буржуазного общества и отстаивал свободу человеческой личности. С особым успехом, как сообщала местная печать, шел спектакль "Нора", вызывавший восхищение демократически настроенных зрителей.

Таким образом, рязанский театр во второй половине XIX века играл все большую роль в культурной жизни города. Его обращение к передовой реалистической драматургии воспитывало зрителя на лучших образцах отечественной и зарубежной классики, а обращение к демократической драматургии в конце XIX века способствовало распространению среди широких слоев зрителей передовых идей.

Подводя итоги всему вышеизложенному, можно сделать следующие выводы. Рязанский театр на протяжении конца ХVII-ХIХ вв. прошел большой путь. На этом пути было много невзгод: периодически возникали сложности со специальным помещением для представлений, из-за отсутствия которого актеры вынуждены были скитаться по частным домам; не всегда везло и с антрепренерами, что порой делало атмосферу в театре не только не творческой, но и просто по человечески невыносимой. Однако, наряду с этими негативными явлениями, было много положительного. Благодаря энтузиазму и инициативе местных подвижников, таких как Г. Приклонский, А. Дохтуров и др., рязанский театр не только существовал, но и достойно соперничал даже со столичными театрами - и по уровню профессионального мастерства игравших в нем актеров и по качеству и разнообразию сценического репертуара. Многие рязанские актеры составили цвет российского театра и впоследствии выступали на столичных подмостках.

За рассмотренный период репертуар рязанского театра претерпел существенные изменения. Если на начальном этапе, до 20-х гг. XIX в. репертуар театра имел исключительно развлекательную направленность -водевили, комические оперы и проч., то в последующие годы драматургия стала более содержательной и художественной - театр приобщал рязанского зрителя к высоким образцам отечественной и мировой культуры, будь то Гоголь, Шекспир или Шиллер. С середины XIX в. в России начинается период формирования реалистического искусства, и рязанский театр обращается к драматургии А.Н. Островского, вскрывая многочисленные пороки общества и проповедуя общечеловеческие ценности - доброту, честность, душевную щедрость. К концу столетия репертуар все более приобретает социальную окраску. С приходом драматургии Чехова, Ибсена со сцены все явственней звучит тема ожидания грядущих глобальных перемен, призванных устранить существующие социальные пороки и провозгласить более совершенное общество. В целом, к концу столетия рязанский театр становится одним из важнейших факторов духовного развития рязанцев, пропагандирует отечественную и зарубежную классику, способствует распространению демократических идей.

Страницы: 1 2 3 

Рекоменудем посмотреть:

Организация торжеств
XVIII в. знал различные типы праздничного стола. Самыми модными были фигурные столы (в форме причудливого барочного узора или символа), несколько десятилетий составляемые придворным архитектором В.В. Растрелли. Долгое время было принято у ...

Русская живопись второй половины XVIII века
XVIII век в России – это не только время взлета общественного самосознания, общественной и философской мысли, но и время расцвета искусства. Рядом с именами корифеев русской науки и литературы – Ломоносова, Фонвизина, Радищева, Державина ...

Анализ востребованности образовательных услуг на примере Шадринского краеведческого музея имени Бирюкова
Формирование потребности общества в музейном продукте - задача, решение которой напрямую связано с успешностью работы и развития музея, с эффективностью реализации его социальной идеи. Проблема заинтересованности общества в музее как духо ...