Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь

Информация » Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь

Страница 2

Настоящий расцвет Желтоводского монастыря связан с официальным учреждением в 1641 году Макарьевской ярмарки, приуроченной ко дню памяти преподобного Макария (25 июля/7 августа) и разворачивавшейся прямо у монастырских стен. Все собираемые торговые пошлины шли в казну обители. А были они немалыми - Макарьевская ярмарка на протяжении полутора веков являлась чуть ли не крупнейшей В Европе. Не удивительно, что уже в 1650-е годы в Желтоводском монастыре началось масштабное каменное строительство. На протяжении ближайших тридцати лет в обители возводились в камне новые храмы, корпуса, хозяйственные постройки. Сложившийся архитектурный ансамбль монастыря был столь впечатляющ, а его духовный авторитет - столь высок, что в конце XVII века обитель даже называли Лаврой.

Впрочем, случалось и худое. Так, осенью 1670 года Желтоводский монастырь не избег участи разграбления - на этот раз отрядами Степана Разина. Но это несчастье осталось лишь эпизодом, не пошатнувшим общего благополучия, которое было характерно для обители до начала XIX века. При учреждении духовных штатов в 1764 году монастырь, причисленный ко II классу, не слишком пострадал. Доказательство тому - продолжавшееся каменное строительство; последней из каменных построек следует считать храм во имя преподобного Макария, возведенный в 1808 году.

Спустя восемь лет, в 1816 году, страшный пожар уничтожил ярмарочный "город", после чего Макарьевскую ярмарку решили перенести в Нижний Новгород. Тем самым монастырь лишился главного источника доходов. Одновременно заметно осложнилась "географическая" ситуация. Волжские воды все настойчивее наступали на обитель, незадолго до этого поглотив Желтоводское озеро, которое находилось напротив Святых врат. Во время паводков подмывались стены монастыря. Особенно "водообильный" паводок случился в 1829 году, когда обвалилась одна из башен монастырской ограды. Почва "плыла", и это сказывалось на состоянии фундаментов зданий. Видимо, не в последнюю очередь из-за воздействия воды в 1859 году произошло обрушение центрального купола Троицкого собора. Ремонтировать здания было не на что; кроме того, требовалась грамотная инженерная "водозащита". В конце концов, после соответствующей экспертизы, в 1868 году Желтоводский монастырь был упразднен.

Более десятилетия он "сиротствовал", но уже в 1882 году, уступая многочисленным ходатайствам местных жителей, духовные власти возобновили обитель - правда, на этот раз в качестве женской. На рубеже 1900-1910-х годов в ней производились ремонтные работы; в частности, тогда был восстановлен рухнувший купол Троицкого собора.

Между тем, наступали богоборческие времена. После революции на протяжении десяти лет монастырь, пусть трудно, но еще существовал.11а-сельницам приходилось ЖИТЬ в условиях постоянного агрессивного давления. Доходило до анекдотических акций - так, было организовано социалистическое соревнование между деревнями за увеличение сторонников закрытия обители. Закончилось все официальной ликвидацией монастыря в 1927 году.

"Советская" его история вполне банальна - коммунистические деятели не отличались особой изобретательностью. Монастырские здания передавались из рук в руки, постепенно ветшая и приходя в полную негодность. Сначала сюда вселился детский дом; в годы войны в стенах обители размещался эвакогоспиталь; позже монастырь передали Лысковскому зооветеринарному техникуму. Фрески Троицкого собора были варварски забелены. В конце 1950-х годов в монастыре, чей архитектурный комплекс государство взяло под охрану, начались реставрационные работы, неторопливо продолжавшиеся тридцать лет, - одновременно было устроено бетонное береговое укрепление.

Лишь в 1992 году в Желтоводский монастырь, возвращенный Церкви, пришли первые инокини. В третий раз пришлось возрождать обитель. Преподобный Макарий не оставил своего монастыря - нынешние его состояние (если и не цветущее, то очень и очень "оптимистическое") является лучшим тому подтверждением.

Последние несколько столетий Волга настроена враждебно к Макарьево-Желтоводскому монастырю. Ее воды подтапливают низкий берег, на котором он стоит. Но без Волги, протекающей под белыми стенами монастыря, вид его был бы совершенно иным.

Успенский собор Московского Кремля. Именно на него ориентировались и строители Троицкого собора Желтоводского монастыря. Предполагают обычно, что руководил возведением каменных храмов обители "подмастерье каменных дел" Максим Апсин, родом москвич.

Заказчики соборного храма проявили известную амбициозность: для своего времени собор очень велик. И хотя он не превосходит размерами Успенский собор (это могло быть чревато - даже в XIX веке монастырям приходилось расставаться с одним-двумя ярусами своих колоколен, если

Архитектурный ансамбль Макарьево-Желтоводского монастыря складывался в основных своих чертах на протяжении очень недолгого времени, в 1651-77 годах. Это, как указывают искусствоведы, обусловило особую цельность комплекса монастырских строений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекоменудем посмотреть:

Абрамцево–кудринская, или хотьковская резьба по дереву
Умелые мастера жили в окрестных селениях. Особенно славились резчики по дереву из Кудрина и Абрамцева, Хотькова и Ахтырки. Затейливыми узорами покрывали они деревянные ковши и прялки, шкатулки и ларцы, посуду и мебель. Обычные вещи в рука ...

Религия классического периода
«В 5 и 4 вв. религиозная ситуация в Греции была неоднозначна в сфере народной религии. Культ великого бога был сильно официальным. Этот бог не был в состоянии помочь человеку в его повседневных нуждах и утешить его. Стали крепки традицио ...

Черты культуры средневековья. Теоцентризм
Символизм (восприятие мира в форме символов и аллегорий); Дидактизм; Универсальность; Психологическая углублённость духовной жизни; ТЕОЦЕНТРИЗМ. Человек в представлении жителей средневековья представлялся как слабое, греховное сущест ...