Выразительные средства кино

Информация » Семиотика кино » Выразительные средства кино

Страница 1

Выразительные средства кино, освободив искусство актера от внешне-театральной условности, не освободили его, однако, от главного — от существа его мастерства, от внутренней техники работы над ролью, как это иногда представлялось на первых порах становления кино, когда во имя ложно понятой специфики экрана пытались заменить актера «реально-действующим человеком» (типажом, натурщиком). Именно ограниченные возможности изменения внешности актера, его внешних данных на экране требуют от исполнителя в кино тончайшей внутренней техники, богатейшего запаса жизненных наблюдений (в противном случае перед актером встает опасность быстро исчерпать себя на экране).

Монтаж в свою очередь во многом корректирует внутреннюю, драматургическую линию актерского образа на экране. В результате перед зрителем вырастает образ изобразительно более многогранный, чем в театре, а поэтому и более индивидуально-конкретный. В этом смысле экран, как это ни покажется странным, сблизил актера и зрителя на дистанцию, недоступную театру.

Возможность увидеть человеческое лицо крупным планом зачастую оказывает более сильное воздействие, чем непосредственное общение зрителя с живым актером. Благодаря этой возможности кинематограф стал величайшим средством исследования человеческой души.

Почему, например, образ Чапаева получил особое, необыкновенно широкое звучание именно в кино? Ведь нельзя сказать, что экранный образ Чапаева внутренне значительнее своего литературного прототипа. Но на экране он действительно стал богаче, ярче в своей зримости, живой конкретности, в своем неповторимом своеобразии.

Экран действительно не допускает «ни доли секунды внешней игры».

Выразительность актера в кино, по очень точному наблюдению Пудовкина, не должна превышать выразительности человека в реальной жизни, в то время как в условиях сцены она закономерно превышает ее.

Актер в кино действительно оказался под увеличительным стеклом. Малейшая его ошибка или неточность, неуловимые на сцене, приобретают на экране гигантские размеры. Кинокамера освободила зрителя от рампы, а актера — от «самопоказывания» себя в роли, которого и в театре не выносил Станиславский. Она потребовала от актера тончайшей внутренней техники, а все, что необходимо для усиления тех или иных нюансов, камера взяла на себя (композиция, ракурс, световая тональность, план). В этом смысле говорят уже не только о поведении актера, но и о поведении самой камеры. Экран потребовал от актера обостренного композиционного видения, сознательного включения в процесс монтажно-изобразительного оформления своей роли, экран заставил актера видеть себя в действии.

Первый спецэффект был случайностью… французский пионер синематографа Жорж Мельес по началу расстроился не верно выбранной экспозиции, в результате которой улицы и дома оставались четкими, а прохожие смазанные. Впоследствии он сообразил, что кинокамера способна не только фиксировать происходящее на самом деле, но и преображать реальную действительность. Кинокартина Ж.Мельеса «Путешествие на Луну» (1902 г.) стала краеугольным камнем в истории развития всего жанра киноискусства. По сути дела, Ж.Мельес изобрел кинотрюк, стоп-кадр, двойную и многократную экспозицию, ускоренную и замедленную съемки и ввел их в повседневную практику кинорежиссуры. Тогда изображение миниатюрной балерины на столе или огромной головы рядом с обычным человеком казались настоящим чародейством. Ж.Мельес также первым начал использовать макеты и театральную машинерию. Таким образом, его новаторские методы стояли у истоков всех спецэффектов в кино.

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Культура и человек в контексте социально-экономического развития общества
Заметим, что основное в содержании культуры — не вещи, а человек, общество. Все ее виды — культура производства, культура управления, политическая культура, художественная культура, культура межличностных отношений, экологическая и тому п ...

Сегрегация
Готтентоты, дикие африканцы, имели следующие представления о законности: «Если я украл у соседа козу – это доблесть, достойная восхищения; если же сосед украл козу у меня – это подлый поступок, за который соседа надлежит осудить и наказат ...

Философия
В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную преемственность. И н ...