Исторический обзор керамического искусства гжели

Информация » Растительные мотивы в гжельской росписи » Исторический обзор керамического искусства гжели

Страница 8

В 80-е годы коллектив промысла пополнили новые талантливые художники Ю.Н.Гаранин, В.В.Неплюев, М.В.Подгорная, А.В.Церегородцев, В.Н. и Т.В. Хазовы. Они понимают, что стать художниками промысла можно лишь тогда, когда хорошо усвоишь достижения прошлого. И несмотря на то, что их творческая деятельность началась в обстановке сложившегося традиционного мастерства, перед ними встал вопрос: какой должна быть Гжель? У каждого из них свой ответ, но всех их роднит одно - любовь к искусству Гжели. Стремление к его наиболее полному постижению.

В Гжели не было непрерывности развития традиционного мастерства, передаваемого от одного поколения к другому. И те, кто стоял у истоков нового искусства, сознательно обратились к прошлому.

Традиции майолики XVIII века, полуфаянса XIX века нашли продолжение в гжельском фарфоре с подглазурной росписью кобальтом, хотя между этими видами изделий - фарфором, майоликой и полуфаянсом - существуют огромные различия. Разработанные старыми гжельскими мастерами представления о декоративной росписи, о форме изделий, об ограничном единстве формы с живописными и пластическими решениями были положены в основу современного искусства, в истории которого ясно прослеживаются три периода.

Первый период (1945 - 1955 гг.) связан с возрождением традиционного мастерства, всей местной художественной системы, с поисками своего образного языка и созданием бытовых изделий, отвечающих духу времени.

Возрождение искусства Гжели во многом способствовало глубокое исследование прошлого, содержащееся в трудах А.Б.Салтыкова, а также практическая деятельность технологов художников-профессионалов. Научно-исследовательского института художественной промышленности непосредственно на промысле.

Все начиналось с освоения приемов традиционной гжельской росписи, так как без овладения техническим мастерством не может быть искусства. Вместе с живописной техникой осваивались способы создания художественного образа, постигалось понятие декоративности, которая мыслилась как образное восприятие действительности.

В этот период воспитывался вкус гжельских мастеров. Декоративные возможности синего кобальта и белого фона раскрывались в разнообразных живописных приемах и способах работы кистью. В сознании мастеров закреплялось представление о единстве росписи и формы, и в первый период это единство приобрело ограничность. В изделиях утверждался принцип целесообразности и функциональности. От старых мастеров гжельцы унаследовали умение превращать простые бытовые предметы в художественные изделия. Достижения первого периода складывались в единую стройную систему, положившую начало формированию своеобразного современного искусства Гжели.

Второй период (1955 - 1970 годы) отмечен дальнейшим расширением стилистических границ нового искусства. Осваиваются разнообразные виды традиционных изделий. Единство стилеформирующих элементов утверждается не только в бытовых предметах, но и в наиболее сложной области “сосудоваяния” - в скульптурных сосудах и в изделиях, украшенных скульптурой.

Возрождаются традиционные приемы пластики малых форм, формируются искусство гжельской скульптуры.

Все это совпало с глубокими преобразованиями, коснувшимися всего декоративно-прикладного искусства, которое, избавляясь от влияний станковизма, возвращалось к своим специфическим средствам, своему условному декоративному языку. В это время особое значение придавалось национальным народным традициям.

Как прежде, так и теперь, искусство Гжели соотносится с художественными процессами, происходящими в различных областях современного творчества, но, испытывая влияние со стороны, оно крепко стоит на традиционной основе и в своем развитии опирается на опыт народного гончарства, майолики, фаянса и фарфора, а также на культуру изразцов.

Третий период (1970 - 1990-е годы) проходит под знаком усиления декоративности гжельских изделий. Возрастают их выразительность и изобразительность. Эволюция форм в сторону усложнения декоративного образа отвечает духу времени и совпадает с процессами, происходящими во всем декоративно-прикладном искусстве.

Особенность гжельского искусства этого периода заключается в том, что в процесс создания новых декоративных форм, в поиски нового образного решения включались живописцы - исполнители, мастера росписи.

Третий период дал огромное разнообразие новых форм и видов изделий. Значительно расширился диапазон гжельского искусства от ясно выраженного бытового назначения к декоративности, преобладающей над функциональностью, от традиционных сосудов со скульптурными украшениями и пластика малых форм к выставочным произведениям и оформлению интерьеров, от простоты и выразительности решение образа к усложнению образного содержания, измельченности и манерности.

Основой развития искусства Гжели 80 - 90-х годов остаются традиционные художественные принципы, унаследованные от старых мастеров и сформировавшиеся в советское время . “Традиция способна рождать устойчивые эмоциональные структуры - те культурные ценности, которые характеризуют нацию и поднимаются до высоты общечеловеческого, их несет через эпохи, ломку старого к новому - народное искусство. Изменяясь во времени, оно не изменяет розовой сущности и имеет свои законы развития”.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Рекоменудем посмотреть:

Церковь всех святых
Этот храм весьма примечателен как своим внешним видом, так и расположением. А еще и ролью в истории обители - Всехсвятская церковь была построена в 1896 году, став последней храмовой постройкой Высоцкого монастыря. С тех пор и до настояще ...

Психологический подход к современному танцу
Мир танца диктует свои законы отображения действительности, основанные не на буквальном соответствии жизненного и художественного материала, а на степени верности метафорическому, поэтическому отражению жизни. Танец, в силу своих изобрази ...

Святыни монастыря
В Спасо-Прилуцком монастыре, в нижнем храме собора почивают под спудом мощи святого покровителя Вологды преподобного Димитрия Прилуцкого и святых благоверных князей Угличских - Игнатия и Димитрия, игуменский посох; близ алтаря Спасского с ...