Маяк Александрийский

Информация » Семь чудес света » Маяк Александрийский

Египет, 285-279 годы до нашей эры.

Необходимость появления в III веке до нашей эры маяка возле крупного портового города Александрия, основанного Александром Македонским и названного в его честь, диктовалась чисто практическими соображениями – темными ночами торговые суда, направлявшиеся в гавань, нередко садились на мель.

Костры на берегу, которые традиционно зажигали на самых высоких местах для ориентации судов, не давали представления, с какой стороны находится гавань. И впервые прибывавшие в Александрию мореплаватели не сразу могли догадаться, какое это место, где мели, где фарватер. Река Нил за многие годы вынесла в Средиземное море огромное количество ила и песка. И в результате на побережье образовались многокилометровые песчаные отмели. Чем активнее развивалась торговля, тем острее ощущалась необходимость указывать путь судам в порт. Для этого требовалось возвести высокое здание, на вершине которого по вечерам зажигался бы костер, чтобы все мореплаватели издалека могли бы его видеть и двигаться в нужном направлении.

Александр Македонский хотел сделать Александрию столицей своего государства, хотел, чтобы она составила конкуренцию финикийским портовым городам и стала самым развитым среди них на всем средиземноморском побережье, но сделать этого он не успел. Его дело продолжили преемники – Птолемей I Сотер и Птолемей II Филадельф, которые решили возвести каменную башню со светильником, или маяк.

Местом для строительства башни избрали располагавшийся у входа в бухту небольшой скалистый остров, называемый Фарос. Сначала соорудили каменную дамбу для соединения острова с материком. Затем знаменитый архитектор того времени, богатый купец Сострат Книдский предложил необычный проект и выделил 800 талантов серебра на его постройку. Это было грандиозное, невиданное еще сооружение, составленное из нескольких башен, сужавшихся кверху. Высота маяка должна была достичь 140 метров, почти на уровне пирамиды Хеопса – самого высокого сооружения того времени (по некоторым данным еще выше, до 180 метров). Огонь, который должен был зажигаться на его верхушке, моряки могли бы видеть на большом расстоянии. Каменный исполин напоминал роскошный дворец, который должен был свидетельствовать о могуществе Александрии, о ее богатстве и процветании.

Проект одобрили, и рабочие приступили к строительству. Оно велось в очень высоком темпе и закончилось за пять лет.

Маяк стоял из пяти башен. На основной, 60 м в высоту, были установлены фигуры богов. По бокам второй башни, 40-метровой, также поставили фигуры людей и морских животных. Затем следовали третья, четвертая. На вершине пятой, которую обрамляли колонны, имелась площадка для разжигания костра. Чтобы свет не рассеивался, а был направлен в море, костер оградили бронзовыми отражателями. Теперь свет маяка был виден, как минимум, за 10 км, а моряки знали, что рядом с ним имеется проход в порт Александрия.

Этот маяк простоял многие века и послужил прототипом для создания подобных сооружений в разных странах. Название острова Фарос стало нарицательным, синонимом для маяка.

Александрийский маяк мог бы сохраниться до нашего времени, если бы не землетрясения в XI и XIV веках. Они разрушили его полностью, не оставив никаких следов. И только поиски аквалангистов-глубоководников позволили в 2005 году обнаружить на дне Средиземного моря рядом с бухтой 60-70 тонные каменные блоки, явно ручной работы, по своим очертаниям напоминавшие остатки каменной крепости. В настоящее время ведутся работы по их подъему. Власти современной Александрии, второго города в Египте, намереваются восстановить маяк в его первозданном виде.

Рекоменудем посмотреть:

Новые технологии в библиографическом обслуживании
Развитие новых технологий в последнее десятилетие ХХ века в новом, постиндустриальном обществе, массовое использование ресурсов Интернет в повседневной и научной жизни привели к существенным изменениям как в представлениях людей об окружа ...

Музыкальное сопровождение
У фильма «Броненосец „Потёмкин“» было несколько музыкальных сопровождений. Наиболее удачные из них — музыка Эдмунда Майзеля и Дмитрия Шостаковича. По воспоминаниям главного редактора «Киноведческих записок» Александра Степановича Трошина ...

Технологические особенности печатной гравюры
Высо́кая печать в полиграфии — способ печати, использующий формы, на которых печатающие элементы расположены выше пробельных. Исторически этот способ, по-видимому, первым получил распространение в качестве технологии тиражирования из ...