Эстетическое воспитание школьников на уроках

Информация » Растительные мотивы в гжельской росписи » Эстетическое воспитание школьников на уроках

Страница 1

Эстетическое воспитание - это широкое понятие, обозначающее процесс направленного воздействия на духовный мир личности, в более узком смысле - это формирование способности воспринимать прекрасное, переживать его и претворять в практической деятельности; эстетическое воспитание направлено на формирование высшей человеческой чувственности, без которой нет и быть не может ни познания, ни понимания истины, красоты, добра, справедливости и утверждения их в жизни. Помогая человеку ориентироваться в художественных ценностях, эстетическое воспитание образует связь между личностью и обществом, выступает средством социализации личности. Объединяя личность и общество, эстетическое и направленное воспитание развивает возможность личности, ее творческие способности. Сам акт восприятия искусства мобилизует ум, чувство, волю, воображение человека, т. е. всю совокупность его духовных способностей. Художественное восприятие приобщает человека к воплощению в жизнь высокого общественного идеала с коммунистическим строительством; новое общество выступает не только в виде исторически неизбежной, теоретически обоснованной общественно-экономической формации, но и как организация общественной жизни, соответствующая нравственному идеалу.

Эстетический идеал представляет в конкретно-чувственной форме должное и совершенное с точек прекрасного, выступает существенным критерием, которым пользуются люди в оценке действительности.

Более того, идеал является критерием и эстетического творчества, поэтому он выражает стимулы, мотивы и цели деятельности людей.

Сознательный целеустремленный отбор эстетических ценностей определяется сегодня и идейными позициями в условиях ожесточенной идеологической борьбы. Экспорт образа жизни, экспорт “культуры” стал неотъемлемой частью внешней политики США. В целях культурно- идеологической экспансии США используют печать, радио, кинопродукцию, потребительские товары с информационной нагрузкой (музыкальные стили - джаз, рок, диско), формы организации досуга (бары, дискотеки), сомнительные увлечения и т.д. Они обычно характеризуются не глубоким содержанием, не требуют особых размышлений, оценок, закрепляют стандарты “демонстративно-престижного” потребления в молодежной среде.

Закономерно, что именно в искусстве наиболее полно и часто проявлялась свободная творческая индивидуальность, а один из основных вопросов современного общественного прогресса - это вопрос о развитии творческих способностей личности. Поэтому, когда мы говорим об эстетическом воспитании средствами искусства, речь идет не об “утилизации”, не о превращении искусства в ней способного осознать подлинно человеческое отношение к миру, природе, ценность красоты, истины, добра, правды, творчества!

Приобщение человека к художественной культуре, эстетическое и нравственное воспитание дают прочные результаты, если начинаются с ранних лет. И по этому, идейно-нравственному развитию подрастающего поколения, воспитанию культуры чувств следует уделять не меньшее внимание, чем обучению основам наук.

Мы живем в мире все усложняющихся нравственных проблем, которые ставят перед нами наука и техника. Ответ на них помогает найти искусство, поскольку задача культуры и искусства в наше время - воспитать у человека нравственное, честное отношение к жизни. Искусство должно возвышать, заставлять думать, страдать, волноваться и в конечном счете положительно воздействовать на жизнь. Известно, что представления о полезном и нравственном, о нравственном и прекрасном существовали с давних пор и долгое время были неразрывны. Классическим примером единства эстетических и эстетических задач является учение Платона. Согласно Платону, эстетическое воспитание следует только одну цель: оно всецело подчиняется нравственному воспитанию, т. е. не ставит перед собой иной задачи, кроме направления ценностей ориентации индивида в интересах некой общественной целостности. В диалоге “Филеб” философ утверждал: “Итак, если мы не в состоянии уловить благо одной идеей, то поймем ее тремя - красотой, соразмерностью и истиной”. Совершенно определенно Платон трактует прекрасное как воплощение нравственного: “Вот теперь сила блага перенеслась у нас в природу прекрасного, ибо умеренность и соразмерность всюду становится красотой и добродетелью”. Эстетические и эстетические ценности рождены определенными общественными потребностями и служат им. “В этом смысле . они не менее полезны, чем ценности, которые служат удовлетворению наших непосредственных потребностей (в пище, одежде, жилище и т .д.). Когда художник считает, что, служа искусству, он бросает вызов идолу презренной пользы, то это может означать лишь то, что общество не ценит и не понимает его произведений, либо - что часто тесно связано с этим - он сам не понимает общественного назначения искусства”. Г.В.Плеханов утверждал, что в основе эстетического наслаждения произведениями искусства лежит общественная польза. Это “одинаково относится и к красоте, и к нравственности”. “Далеко не все то, что полезно общественному человеку, нравственно. Но нравственное значение может приобрести только то, что полезно для его жизни и развития: не человек для нравственности, а нравственность для человека. Точно так можно сказать, что не человек для красоты, а красота для человека. А это уж утилитаризм, понимаемый в его настоящем, широком смысле, т. е. в смысле полезного не для отдельного человека, а для общества, племени, рода, класса”. Руководствуясь моральными принципами, человек имеет в виду не личную, своекорыстную пользу, а пользу общественную, когда суждения и поступки продиктованы не стремлением к личной выгоде, а стремлением к добру не только для ближних, но и для всего общества.

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Культура Флоренции
Лоренцо де Медичи – правитель Флоренции и покровитель искусств. Долгое время предметом дебатов являлось, почему Ренессанс возник именно во Флоренции, а не где-нибудь еще в Италии. Ученые отмечают некоторые особенности культурной жизни, ко ...

За границей. «Александр Невский»
В 1929 Эйзенштейн вместе с Александровым и Тиссэ был командирован за границу (сначала в Западную Европу, а затем в США). Весной 1930, оказавшись в Голливуде, режиссер принял предложение студии «Парамаунт» снять романтически-экспрессивную ...

Подведем некоторые итоги
1. Субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков. Методологически важно видеть, что какой-то стройной классификации субкультур создавать нет см ...