Яркие краски сна «смешного человека»

Информация » Символика цвета и ее роль в произведениях » Яркие краски сна «смешного человека»

«Вдруг приснилось мне, что я беру револьвер и, сидя, наставляю его прямо в сердце» (с. 431). Возможно, во сне это сделано для того чтоб разом лишить себя и жизни и души. Все зашаталось, огонь свечи затрепетал. Свечка у «смешного человека» символизирует его душу и вообще всю его жизнь. Испугавшись, что все это сейчас рухнет, он выстрелил. «… и стало кругом меня ужасно черно» (с. 431). Чернота - она появляется и в жизни и во сне «смешного человека», она - его жизненный спутник.

Он лежит на полу (чем-то твердом), рядом басит капитан, визжит хозяйка. С выстрелом «смешного человека» все в нем сотряслось, все потухло. И снова черный цвет, он не покидает героя ни при жизни, ни при «смерти». Затем герой оказывается в гробу, а там все также черно, как и вне его. Вся беда смешного человека заключается в том, что он мирится со всем, что бы ни случилось, он принимает действительность без спору, что бы ни произошло, он покорен своей судьбе.

«И вот меня зарывают в землю» (с. 432) – тьма во тьме. Он все это принял, так как не в силах бороться. Вдруг на левый его глаз начала капать вода – это означает то, что ангелы отвернулись от «смешного человека» (так как ангел сидит на левом плече, а черт на правом) и Бог тем самым казнит его за самоубийство.

И тут впервые герой начал противится своей судьбе, он воззвал к Властителю и смолк. Он знал, что сейчас все непременно изменится! Его могила неожиданно разверзлась, и он был взят оттуда каким-то темным существом и они очутились в пространстве. «Была глубокая ночь, и никогда, никогда еще не было такой темноты!» (с. 432). Нельзя не отметить того, что, как и в первой части, героя снова окутывает одна лишь темнота. Черный цвет снова главенствует над «смешным человеком».

Затем повторяются те же события, что и в первой части рассказа. «… вдруг я увидал в темноте одну звездочку…» (с. 432) Увидев символ, который ранее натолкнул его на мысль о самоубийстве, герой решает, что существо несущее его куда-то презирает его (желтый – цвет предательства, презрения). Герой не понимает, что это самое темное существо не враг ему, оно является спутником всей его жизни. «Смешной человек» ошибся, существо не презирало и даже не жалело его. Страх нарастал в сердце «смешного человека», и его снова окутывал черный цвет. Они неслись с существом в неведомых черных пространствах. Он давно уже перестал видеть знакомые глазу созвездия (незнакомые - чуждые). Здесь звезды светят холодным желтым светом, и поэтому они настораживают «смешного человека».

«Я увидал вдруг наше солнце!» (с. 433). Появляется резкий контраст из ярко-желтого, огненно-красного и оранжевого цветов. «Смешной человек» видит солнце. Оранжевый цвет символизирует свет, солнце, жизнь и радость. Родная сила света проникла в сердце «смешного человека». Он ощутил восторг, и теплота чувств охватила его, она буквально воскресила смешного человека, и он ощутил жизнь, и не только после могилы, но и вообще в жизни. Здесь можно заметить, что герою не все равно, как мы видели в первой части, теперь он видит всю палитру красок жизни.

Затем спутник «смешного человека» указывает ему на звездочку. «Звездочку сверкавшую в темноте изумрудным блеском» (с. 434). Изумрудный цвет означает омоложение, смирение и плодовитость. Образ Земли, которую покинул герой, ассоциируется в его сознании со страданием, грустью и печалью, там для него все черно, но, не смотря на это, он все же любит ту землю и не желает видеть на ее месте какую-либо другую. Но спутник оставляет героя на новой Земле. И эта Земля встречает человека бурей красок, ярким светом, солнцем и прелестным как рай днем. «… всюду сияло каким-то праздником и великим, святым и достигнутым, наконец, торжеством» (с. 434). Внешние очертания этой земли ничем не отличаются от той, которую покинул смешной человек, но все здесь светилось и сияло каким-то праздником и великим святым светом.

Все было здесь в своей красе: изумрудное море плескало о берега, высокие деревья были в роскоши своего цвета. Трава горела яркими цветами. Все здесь буквально сияло любовью, лучи солнца проникали везде. Глаза, лица, улыбки людей, живущих на этой земле, сияли каким-то чистым и ясным светом. Это был рай – земля, не оскверненная грехопадением пропитанная любовью, причем взаимной любовью человека и природы. «Смешной человек» отмечает, что на его земле не было и отблеска красоты этой.

Рекоменудем посмотреть:

Общая характеристика стиля «модерн»: понятие и зарождение
«Модерн» (от французского moderne, новейший, современный) в литературе справочного характера определяется как «стилевое направление в европейском и американском искусстве конца 19 – начале 20 веков.». Как отмечает В. Серебровский, - поя ...

Сюжет и символы
Фильм "Броненосец "Потемкин" — глыба, скала, монумент. Он и сейчас поражает воображение, запоминается, оставляет сильное впечатление. У фильма есть интересная и выдающаяся черта: он не воспринимается как художественный фил ...

Типология справочной литературы по искусству
Используя сведения, изложенные в монографии А.А. Туровской, к наиболее распространенным типам справочной литературы по искусству мы отнесем: - отраслевые энциклопедические издания; - терминологические и биографические словари; - справо ...