Яркие краски сна «смешного человека»

Информация » Символика цвета и ее роль в произведениях » Яркие краски сна «смешного человека»

«Вдруг приснилось мне, что я беру револьвер и, сидя, наставляю его прямо в сердце» (с. 431). Возможно, во сне это сделано для того чтоб разом лишить себя и жизни и души. Все зашаталось, огонь свечи затрепетал. Свечка у «смешного человека» символизирует его душу и вообще всю его жизнь. Испугавшись, что все это сейчас рухнет, он выстрелил. «… и стало кругом меня ужасно черно» (с. 431). Чернота - она появляется и в жизни и во сне «смешного человека», она - его жизненный спутник.

Он лежит на полу (чем-то твердом), рядом басит капитан, визжит хозяйка. С выстрелом «смешного человека» все в нем сотряслось, все потухло. И снова черный цвет, он не покидает героя ни при жизни, ни при «смерти». Затем герой оказывается в гробу, а там все также черно, как и вне его. Вся беда смешного человека заключается в том, что он мирится со всем, что бы ни случилось, он принимает действительность без спору, что бы ни произошло, он покорен своей судьбе.

«И вот меня зарывают в землю» (с. 432) – тьма во тьме. Он все это принял, так как не в силах бороться. Вдруг на левый его глаз начала капать вода – это означает то, что ангелы отвернулись от «смешного человека» (так как ангел сидит на левом плече, а черт на правом) и Бог тем самым казнит его за самоубийство.

И тут впервые герой начал противится своей судьбе, он воззвал к Властителю и смолк. Он знал, что сейчас все непременно изменится! Его могила неожиданно разверзлась, и он был взят оттуда каким-то темным существом и они очутились в пространстве. «Была глубокая ночь, и никогда, никогда еще не было такой темноты!» (с. 432). Нельзя не отметить того, что, как и в первой части, героя снова окутывает одна лишь темнота. Черный цвет снова главенствует над «смешным человеком».

Затем повторяются те же события, что и в первой части рассказа. «… вдруг я увидал в темноте одну звездочку…» (с. 432) Увидев символ, который ранее натолкнул его на мысль о самоубийстве, герой решает, что существо несущее его куда-то презирает его (желтый – цвет предательства, презрения). Герой не понимает, что это самое темное существо не враг ему, оно является спутником всей его жизни. «Смешной человек» ошибся, существо не презирало и даже не жалело его. Страх нарастал в сердце «смешного человека», и его снова окутывал черный цвет. Они неслись с существом в неведомых черных пространствах. Он давно уже перестал видеть знакомые глазу созвездия (незнакомые - чуждые). Здесь звезды светят холодным желтым светом, и поэтому они настораживают «смешного человека».

«Я увидал вдруг наше солнце!» (с. 433). Появляется резкий контраст из ярко-желтого, огненно-красного и оранжевого цветов. «Смешной человек» видит солнце. Оранжевый цвет символизирует свет, солнце, жизнь и радость. Родная сила света проникла в сердце «смешного человека». Он ощутил восторг, и теплота чувств охватила его, она буквально воскресила смешного человека, и он ощутил жизнь, и не только после могилы, но и вообще в жизни. Здесь можно заметить, что герою не все равно, как мы видели в первой части, теперь он видит всю палитру красок жизни.

Затем спутник «смешного человека» указывает ему на звездочку. «Звездочку сверкавшую в темноте изумрудным блеском» (с. 434). Изумрудный цвет означает омоложение, смирение и плодовитость. Образ Земли, которую покинул герой, ассоциируется в его сознании со страданием, грустью и печалью, там для него все черно, но, не смотря на это, он все же любит ту землю и не желает видеть на ее месте какую-либо другую. Но спутник оставляет героя на новой Земле. И эта Земля встречает человека бурей красок, ярким светом, солнцем и прелестным как рай днем. «… всюду сияло каким-то праздником и великим, святым и достигнутым, наконец, торжеством» (с. 434). Внешние очертания этой земли ничем не отличаются от той, которую покинул смешной человек, но все здесь светилось и сияло каким-то праздником и великим святым светом.

Все было здесь в своей красе: изумрудное море плескало о берега, высокие деревья были в роскоши своего цвета. Трава горела яркими цветами. Все здесь буквально сияло любовью, лучи солнца проникали везде. Глаза, лица, улыбки людей, живущих на этой земле, сияли каким-то чистым и ясным светом. Это был рай – земля, не оскверненная грехопадением пропитанная любовью, причем взаимной любовью человека и природы. «Смешной человек» отмечает, что на его земле не было и отблеска красоты этой.

Рекоменудем посмотреть:

Организация торжеств
XVIII в. знал различные типы праздничного стола. Самыми модными были фигурные столы (в форме причудливого барочного узора или символа), несколько десятилетий составляемые придворным архитектором В.В. Растрелли. Долгое время было принято у ...

Василий Григорьевич Перов
Родился в Тобольске 21 или 23 декабря 1833 (2 или 4 января 1834). Был незаконным сыном местного прокурора, барона Г.К.Криденера, фамилию же «Перов» дал будущему художнику в виде прозвища его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился в Арз ...

Живопись В. Перов
Практическая направленность идейной борьбы 60-х годов не могла не наложить свою печать на живопись этого десятилетия. Она и внушала художникам веру в эффективность прямой критики действительности с целью устранения ее вопиющих пороков. Ли ...