Города Испании: исторический аспект

Испанский король Карл V, одновременно римский император, мечтает о всеевропейской империи. Лиссабон, Севилья – величайшие порты и города Европы.

Севилья в первой половине XVI в. обгоняет по торговому обороту все крупнейшие европейские порты. Здесь находилась Торговая палата, ведавшая всеми экономическими делами колоний в Америке и Азии.

Огромные богатства, стекающиеся в Испанию не приводят к развитию ее хозяйства. Когда в страну хлынул поток золота и серебра, королевская власть и господствующее дворянство стали направлять свои огромные доходы на содержание двора, строительство роскошных дворцов.

Вскоре стало очевидно, что надежды на европейскую и мировую империю рухнули, что в стране царят запустение, инквизиция.

Величие, трагедию, жизнеспособность Испании гениально выразило испанское искусство.

На полотнах Эль Греко в лихорадочных вспышках молний и грозовых облаках над оцепеневшим на скалистых холмах Толедо в причудливо вытянутых, искаженных, рвущихся ввысь фигурах как будто заключено огромное напряжение страдания, надломленности и страсти. Испанские гранды, мечтающие о великой империи и отличающиеся крайней чопорностью, столь надменны, столь уверенны в своей исключительности, что даже черты дегенеративности казались им признаком «голубой крови».

На рубеже XVIII и XIX вв. парадоксы исторического пути Испании, ее «душу» выразило искусство Гойи. На его полотнах – жизнерадостная, искрящаяся красками народная Испания, та самая, которая вскоре отразила нашествие наполеоновских войск. На других картинах, и особенно офортах, - боль и гнев протеста против зверств захватчиков, обличение бедствий войны, религиозного фанатизма и гнусностей режима.

В застройке испанских городов исторические напластования разных эпох, смешение архитектурных стилей, богатство художественных традиций создали поразительный по красоте сплав. Испанские города, обычно располагавшиеся на возвышенностях, унаследовали от средневековья крайне запутанную сеть улиц, поднимавшихся к воротам крепостных стен; лишь в некоторых местах в эту средневековую сеть «врезаны» регулярно спланированные площади (например, Пласа Майор в Мадриде).

От мавров (арабов и береберов) сохранились не только здания в мавританском стиле, но и традиции декоративности, пышности сооружений. Мастера, оставшиеся на отвоеванных испанцами землях, исходили из принципов мавританской архитектуры, отразив их в декоративном стиле «мудехар», сочетавшем мусульманские традиции с готикой. Многочисленные мечети, переделывавшиеся в католические соборы, неизбежно сохраняли отпечаток стиля, в котором они были первоначально сооружены.

В грандиозных готических соборах, построенных в Бургосе, Толедо, Леоне, Севилье, Сеговии традиционное стремление к декоративности находило, в частности, выражение в пышных ретабло. В стиле «платереско» («ювелирный») ренессанские мотивы сочетаются с традиционными декоративными элементами. Во времена Филиппа II утверждается стиль «десорнаментадо» («неукрашенный») или «эрреско» по имени архитектора Хуана де Эрреры, строившего в 80 км от Мадрида среди предгорной скалистой Гвадаррамы огромный загородный дворец Эскориал. Суровый геометризм форм, леденящая мрачная простота должны были выражать идею величия и силы.

Позднее в противоположность аскетизму этого стиля, в начале XVIII в., распространяется, в особенности в культовых зданиях, вычурный стиль «чурригереско» (по имени семьи архитекторов Чурригеро).

В это же время королевская власть, ориентируясь на французские образцы, сооружает дворцы в стиле классицизма (королевский дворец в Мадриде, загородную резиденцию Ла Гранха в Сеговии по образцу Версаля).

Таким образом, для застройки испанских городов стала характерной красочная неповторимая пестрота архитектурных стилей и разнообразие сочетания сооружений и планировки с природным ландшафтом.

Рекоменудем посмотреть:

Судьбы творческой интеллигенции Урала в 1930-е гг
Многие ученые и деятели культуры подвергались в этот период репрессиям. В ходе их погибли председатель Уральского областного бюро краеведения Я.А. Истомин (1887–1939), обвиненный в длительных связях с «врагами народа». Несмотря на насили ...

Деятельность и фонды
С 1972 здесь располагается Сочинский выставочный зал, а затем - Сочинский художественный музей. В музее собрано более 3000 экспонатов русского, советского, зарубежного искусства по разделам: живопись, графика, скульптура, декоративно-пр ...

Великое сотрудничество
Величайшими последователями калотипного процесса были два человека из Эдинбурга — художник Дэвид Октавиус Хилл и химик-фотограф Роберт Адамсон. Они сотрудничали вместе всего пять лет (Адамсон умер в возрасте двадцати семи лет в 1848 году) ...