Философы о проблеме

Страница 2

Вернемся к технике. Человек, создав технику, получил возможность менять условия своего существования и меняться сам. Техника стала помощником в изучении философских и религиозных трудов, публицистики.

При этом человек стал основоположником принципиально нового объективного процесса — культурного, изделия мастера обрели собственную основу и получили возможность функционировать наряду с человеком. Современность есть дочь прошлого и мать будущего.

В действительности история человеческого общества есть процесс, где прошлое, настоящее и будущее находится между собой в органической связи, где новые поколения воспринимают опыт прошлого и закладывают фундамент для культуры будущего. И в этом в своем развитии человеческой культуры техника играет огромную роль. Конечно, немаловажное значение имеют и другие культурные ценности, например, художественная литература или наука. Но общество в своей повседневной суетной жизни имеет дело не с научными достижениями, а с их техническим воплощением. Именно техника «цементирует» связь между поколениями людей.

Можно привести много положительных примеров влияния технических средств на сохранение культурных ценностей, но если упоминать о распространении их же в массы, то мы можем найти и много отрицательного. Например, в полиантологическом музее проводятся масштабные работы по реставрации, для того, чтобы сохранить культуру и быт древних людей используются химические и технические средства, что и есть порождение технического прогресса.

Но вместо того, чтобы пойти в этот музей, люди, обладающие более легким путем извлечения информации – компьютером, посмотрят презентацию открытия нового экспоната дома, что уменьшит приобщение индивида к культуре. Несомненно, техническая грамотность очень важна, но она стала вытеснять художественную литературу, живопись и музыку. Западные мыслители отмечают тот факт, что современная техника, напротив, часто лишает людей их индивидуальности: чем выше уровень развития техники, чем сложнее техника, тем более стандартизированными, одинаковыми становимся мы сами. Заметим, что определенная доля истины в этих суждениях содержится, и каждый из нас это повседневно ощущает. Мы смотрим одни и те же телепрограммы, читаем одни и те же газеты, журналы и бесцеллеры, живем в аналогичных квартирах, пользуемся одинаковым транспортом и одеждой. Человека надо спасти от этой «одномерности».

Средства массовой информации преподносят нам большое количество заведомо ложных фактов, отсортировать действительно нужные и объективные новости может только культурно образованный человек, который изо дня в день занимается самопросвещением.

Споров о культуре и технике и их взаимовлиянии было много, да и сейчас они не угасают. Вопрос в том, что будет, если техника полностью заменит культуру (и произойдет ли это вообще)? Представьте, вы заходите в музей, а там, на стенах вместо картин висят экраны и через них демонстрируются репродукции. С одной стороны, было бы хорошо, если можно было бы создать в каждом городе электронный филиал музея. Да и в сети Интернет люди всегда могут найти нужную картину. Но, с другой стороны, как бы, ни была точна копия – она копия, и не один экран вам не поможет «погрузиться» в картину, увидеть ее истинные цвета, разглядеть технику живописца.

Телевизионные спектакли, все мы их любим и смотрим, но куда приятнее смотреть на актеров вживую, творить с ними здесь и сейчас. Пленка может надолго запечатлеть игру и образы актеров, но передать их эмоциональное напряжение она не в состоянии. Мы должны сохранять великие спектакли, актеров и режиссеров на видео и фотографиях, но будет совсем абсурдом, когда в театре перед нами будут играть роботы, а собственно к это стремится сейчас наше общество.

Библиотеки: создание электронных библиотек очень важный и нужный шаг, но как быть с теми чувствами, когда ты получаешь желанную книгу с ее запахом, шелестом страниц. Но с другой стороны, ускоренная информатизация общества и постоянная смена электронных носителей, систем, появления новых языков программирования не гарантирует сохранение всех первоисточников в электронном виде. Например, человек ознакомляется с «Ромео и Джульеттой» в оригинале, переводя ее на русский язык, и переносит ее на электронный носитель – флеш-карту, то совершенно не обязательно, что этим переводом смогут воспользоваться будущие поколения.

В нашей работе мы раскрыли проблему взаимовлияния научно – технического прогресса и культуры, акцентировали внимание на точках зрения ученых. Наша группа в ходе работы над рефератом принимала на веру различные воззрения на данную проблему, но определить, что именно будет исходом неизменной механизации и информатизации общества. Взгляды на эту проблему неоднозначны, рассуждения бесконечны, а значение техники в сохранении культуры неоспоримо.

Страницы: 1 2 

Рекоменудем посмотреть:

Мир художественных образов в творчестве французских вагантов
Художественный образ-это всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически взаимодействующих объектов. Ваганты жили среди народа. По ...

Проблема свободы художника
Вакенродер обращается к проблеме свободы художника в рассказе «Примечательная музыкальная жизнь композитора Иозефа Берлингера». По мнению Н. Рубцовой, для Вакенродера зависимость художника от двора, от мецената оказывается тягостной и т ...

Духовная культура Санкт-Петербурга эпохи Просвещения
При всех отличиях материальной культуры от культуры духовной, становившихся все более глубокими по мере развития новых способов промышленного производства, между этими уровнями культуры существовала глубинная внутренняя связь, которая и о ...