Философы о проблеме

Страница 2

Вернемся к технике. Человек, создав технику, получил возможность менять условия своего существования и меняться сам. Техника стала помощником в изучении философских и религиозных трудов, публицистики.

При этом человек стал основоположником принципиально нового объективного процесса — культурного, изделия мастера обрели собственную основу и получили возможность функционировать наряду с человеком. Современность есть дочь прошлого и мать будущего.

В действительности история человеческого общества есть процесс, где прошлое, настоящее и будущее находится между собой в органической связи, где новые поколения воспринимают опыт прошлого и закладывают фундамент для культуры будущего. И в этом в своем развитии человеческой культуры техника играет огромную роль. Конечно, немаловажное значение имеют и другие культурные ценности, например, художественная литература или наука. Но общество в своей повседневной суетной жизни имеет дело не с научными достижениями, а с их техническим воплощением. Именно техника «цементирует» связь между поколениями людей.

Можно привести много положительных примеров влияния технических средств на сохранение культурных ценностей, но если упоминать о распространении их же в массы, то мы можем найти и много отрицательного. Например, в полиантологическом музее проводятся масштабные работы по реставрации, для того, чтобы сохранить культуру и быт древних людей используются химические и технические средства, что и есть порождение технического прогресса.

Но вместо того, чтобы пойти в этот музей, люди, обладающие более легким путем извлечения информации – компьютером, посмотрят презентацию открытия нового экспоната дома, что уменьшит приобщение индивида к культуре. Несомненно, техническая грамотность очень важна, но она стала вытеснять художественную литературу, живопись и музыку. Западные мыслители отмечают тот факт, что современная техника, напротив, часто лишает людей их индивидуальности: чем выше уровень развития техники, чем сложнее техника, тем более стандартизированными, одинаковыми становимся мы сами. Заметим, что определенная доля истины в этих суждениях содержится, и каждый из нас это повседневно ощущает. Мы смотрим одни и те же телепрограммы, читаем одни и те же газеты, журналы и бесцеллеры, живем в аналогичных квартирах, пользуемся одинаковым транспортом и одеждой. Человека надо спасти от этой «одномерности».

Средства массовой информации преподносят нам большое количество заведомо ложных фактов, отсортировать действительно нужные и объективные новости может только культурно образованный человек, который изо дня в день занимается самопросвещением.

Споров о культуре и технике и их взаимовлиянии было много, да и сейчас они не угасают. Вопрос в том, что будет, если техника полностью заменит культуру (и произойдет ли это вообще)? Представьте, вы заходите в музей, а там, на стенах вместо картин висят экраны и через них демонстрируются репродукции. С одной стороны, было бы хорошо, если можно было бы создать в каждом городе электронный филиал музея. Да и в сети Интернет люди всегда могут найти нужную картину. Но, с другой стороны, как бы, ни была точна копия – она копия, и не один экран вам не поможет «погрузиться» в картину, увидеть ее истинные цвета, разглядеть технику живописца.

Телевизионные спектакли, все мы их любим и смотрим, но куда приятнее смотреть на актеров вживую, творить с ними здесь и сейчас. Пленка может надолго запечатлеть игру и образы актеров, но передать их эмоциональное напряжение она не в состоянии. Мы должны сохранять великие спектакли, актеров и режиссеров на видео и фотографиях, но будет совсем абсурдом, когда в театре перед нами будут играть роботы, а собственно к это стремится сейчас наше общество.

Библиотеки: создание электронных библиотек очень важный и нужный шаг, но как быть с теми чувствами, когда ты получаешь желанную книгу с ее запахом, шелестом страниц. Но с другой стороны, ускоренная информатизация общества и постоянная смена электронных носителей, систем, появления новых языков программирования не гарантирует сохранение всех первоисточников в электронном виде. Например, человек ознакомляется с «Ромео и Джульеттой» в оригинале, переводя ее на русский язык, и переносит ее на электронный носитель – флеш-карту, то совершенно не обязательно, что этим переводом смогут воспользоваться будущие поколения.

В нашей работе мы раскрыли проблему взаимовлияния научно – технического прогресса и культуры, акцентировали внимание на точках зрения ученых. Наша группа в ходе работы над рефератом принимала на веру различные воззрения на данную проблему, но определить, что именно будет исходом неизменной механизации и информатизации общества. Взгляды на эту проблему неоднозначны, рассуждения бесконечны, а значение техники в сохранении культуры неоспоримо.

Страницы: 1 2 

Рекоменудем посмотреть:

Дунайская школа
Дунайская школа, направление в живописи и графике Южной Германии и Австрии 1-й половины 16 в. К Дунайской школе относят ранние картины Лукаса Кранаха Старшего, произведения А. Альторфера (см.перв. слайд "Битва Александра Македонского ...

Культурная жизнь
В начале XX в. доступ к литературе получили многие читатели, поскольку увеличилось число издаваемых книг и газет, количество общедоступных библиотек. На Урале появились новые писатели демократического направления Среди них: П. Инфантъев, ...

Из истории рязанского театра
Открытие в 1787 году в губернском центре театра было важным событием в культурной жизни Рязанского края. Его возникновение связано с именем русского поэта Г.Р. Державина, который в это время занимал должность тамбовского губернатора и под ...