Архитектурно-художественный образ собора

Информация » София Киевская » Архитектурно-художественный образ собора

Рисунок № 3 Софийский собор. Современный вид.

Высокие духовные идеалы, принятые народ Руси вместе с христианским вероучением, полной мерой воплотил в себе архитектурно-худоственный образ собора св. Софии. Триумфальное утверждение христианства в большом могущественном государстве обусловило появление грандиозного храма, архитектура и живопись которого воспевали Бога как творца мира, подносили к нему души верующих. Одновременно собор должен являть миру образ новой Руси.

Сегодня мы видим собор в барокковом одеянии границы 17-18 веков, когда его экстерьер был поданный значительным перестройкам. В старину он являл собой огромный храм, окруженный с севера, запада и юга двойными открытыми галереями: внутренней - двухъярусной и внешней – одноярусной. Над одноярусной галереей проходил открытый балкон – гульбище. По углах с западного фасада возвышались две подъемные башни, что вели на хоры – "полаты". Увенчивала собор ступенчатая композиция из тринадцати бань, которые в соединении с открытыми галереями придавали храму выразительной пирамидальности. Непосредственно на каменные скрепления и бани выкладывали свинцовые листы, что служили кровельным материалом.

Стены выкладывали из больших природных камней – гранита и красного кварцита, что чередовались с рядами плиткоподобной кирпича-плинфы, которая через ряд затапливалась у толщину стены. Мурование делали на розовом известково-цементном растворе, что приближался своим оттенком к оранжево-розовой плинфы . Такой цвет стен чудесно гармонировал с серебрянно-серым покрытием бань и креплений.

Фасады были декорированы ступенчатыми нишами, окнами с красивыми деревянными оконницами, тонкими колоннами на апсидах, меандровыми орнаментами и крестами, выложенными с плинфы. Однако самой большой декоративности фасадам добавляла художественная структура мурования из рядов плинфы и толстого слоя раствора, в котором выделялись необработанные природные камни.

Принадлежащая к византийской архитектурной школе, София Киевская является полностью оригинальным сооружением, автором которой, по мнению ученых, был гениальный зодчий, который исполнил смелые новаторские заказы.

Рекоменудем посмотреть:

Религия и ее роль в культуре
Духовная культура, формируясь в течение веков и тысячелетий, ориентировалась на выполнение, по крайней мере, двух социальных функций – выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Иначе говоря, речь идет о познава ...

Рим царей — истоки и основания грядущего величия
Явление на мировую арену Рима — государства и города — связано с множеством легенд и мифов. Особенно известны два мифа. Один из них полнее всего изложен в произведении “Энеида” римского поэта Публия Марона Вергилия (70—12 до н. э.). В нем ...

Возникновение супрематизма
После начала 1-й мировой войны исполнил ряд агитационных патриотических лубков с текстами В. В. Маяковского для издательства «Современный лубок».Весной 1915 возникли первые полотна абстрактного геометрического стиля, вскоре получившего на ...