Мода

Подавляющее большинство населения уральских городов в сословном плане относилось к мещанству и крестьянству, что проявлялось и в образе жизни, и в одежде. Выходцы из деревни, сохраняя приверженность традиционному стилю одежды, непременно вносили поправки в свой гардероб, осваивая «городской костюм», содержавший в себе элементы общеевропейского образца. Мужчины наряду с косоворотками и заправленными в сапоги брюками обзаводились костюмами, шляпами и ботинками. На фотографиях начала XX в. можно увидеть не только бородатых представителей городского простонародья, но и обладателей гладко выбритых лиц, а также аккуратных усов. Женщины — домохозяйки или работницы этого времени были одеты в широкие и длинные юбки с фартуками, кофты с длинными рукавами, суконные жакеты на вате или суконные шубы на меху. Невозможно представить себе женщину той эпохи с непокрытой головой — без платка, пуховой или шерстяной, с рисунком шали. Небогатые горожане носили ботинки, галоши, пимы, брезентовые туфли и сапоги.

Зажиточные горожане (купцы, чиновники, служащие различных фирм, учителя, врачи) ориентировались на европейский стиль одежды, на новинки западной моды. Чаще всего они приобретали одежду, ткани, белье, обувь и соответствующие аксессуары в магазинах-универмагах с большим выбором товаров. Рекламой имеющихся в продаже и поступающих в продажу новинок были заполнены целые полосы местных газет. Самые богатые модники и модницы делали заказы у профессиональных портных и портних, шляпниц, кружевниц, ювелиров. На снимках тех лет мы видим мужчин в элегантных костюмах с белыми крахмальными воротничками и шелковыми галстуками — это стандартный образ преуспевающего и уверенного в себе человека. Женская мода начала XX в. была разнообразней и предоставляла больше возможностей для выбора. Модная дама тех лет, одетая в стиле модерн, носила высокую пышную прическу (начес и накладные волосы), юбку с треном, большие буфы на плечах и высокий стоячий воротник. Перед Первой мировой войной вошли в моду платья с завышенной талией и отложным воротником, юбки и блузки. Прически стали гладкими и с пробором.

Зажиточные горожане на Урале приобщались и к детской моде. Если дети городских крестьян и мещан одевались подобно взрослым, то в состоятельной среде особым спросом пользовались матроски, кружевные пелерины, фартучки с цельнокроеными лямками — как обязательная часть домашней одежды.

На улицах уральских городов встречались и люди в форменной одежде: школьники и гимназисты, военные, чиновники, казаки, духовенство. Поскольку население городов Урала, особенно Южного, было многонациональным, то здесь нередко можно было видеть горожан в национальной одежде.

Процесс урбанизации на Урале выглядит как неоднозначный, многоплановый, противоречивый, в разной степени охвативший губернские и уездные центры. В силу различных экономических, военно-административных, сословно-профессиональных, этноконфессиональных факторов практически каждый городской центр приобрел свой неповторимый облик.

В развитии уральских городов просматриваются разные тенденции. Часть городов в ходе динамичного развития трансформировалась из военно-административных и торговых центров в промышленно-торговые. В этих индустриальных городах развивалась фабрично-заводская промышленность, появлялись новые формы финансовой и торгово-посреднической деятельности, расширялось и усложнялось коммунальное хозяйство, в котором использовались технические новшества. Эти города превращались в культурные центры, где шел сложный процесс европеизации всех форм жизни населения.

Другая часть городов оказалась во власти депрессивных факторов. В экономике этих городов доминировали ремесленное производство и торговля. Городская жизнь характеризовалась воспроизводством традиционных (в средневековом духе), консервативных форм жизни.

Рекоменудем посмотреть:

Сегрегация
Готтентоты, дикие африканцы, имели следующие представления о законности: «Если я украл у соседа козу – это доблесть, достойная восхищения; если же сосед украл козу у меня – это подлый поступок, за который соседа надлежит осудить и наказат ...

Фотограф гражданской войны
Часто забывают, что Мэтью Б. Брэди, самый представительный фотограф своего времени, который с таким чувством и художественным вкусом снимал портреты великих и прославленных людей, вначале овладел этим мастерством, создавая картины кистью. ...

Формирование светской культуры
Хотя средневековая культура обладала идейной, духовной и художественной целостностью, доминирование христианства не делало ее совершенно однородной. Одной из ее существенных черт являлось возникновение в ней светской культуры, отразившей ...