Подавляющее большинство населения уральских городов в сословном плане относилось к мещанству и крестьянству, что проявлялось и в образе жизни, и в одежде. Выходцы из деревни, сохраняя приверженность традиционному стилю одежды, непременно вносили поправки в свой гардероб, осваивая «городской костюм», содержавший в себе элементы общеевропейского образца. Мужчины наряду с косоворотками и заправленными в сапоги брюками обзаводились костюмами, шляпами и ботинками. На фотографиях начала XX в. можно увидеть не только бородатых представителей городского простонародья, но и обладателей гладко выбритых лиц, а также аккуратных усов. Женщины — домохозяйки или работницы этого времени были одеты в широкие и длинные юбки с фартуками, кофты с длинными рукавами, суконные жакеты на вате или суконные шубы на меху. Невозможно представить себе женщину той эпохи с непокрытой головой — без платка, пуховой или шерстяной, с рисунком шали. Небогатые горожане носили ботинки, галоши, пимы, брезентовые туфли и сапоги.
Зажиточные горожане (купцы, чиновники, служащие различных фирм, учителя, врачи) ориентировались на европейский стиль одежды, на новинки западной моды. Чаще всего они приобретали одежду, ткани, белье, обувь и соответствующие аксессуары в магазинах-универмагах с большим выбором товаров. Рекламой имеющихся в продаже и поступающих в продажу новинок были заполнены целые полосы местных газет. Самые богатые модники и модницы делали заказы у профессиональных портных и портних, шляпниц, кружевниц, ювелиров. На снимках тех лет мы видим мужчин в элегантных костюмах с белыми крахмальными воротничками и шелковыми галстуками — это стандартный образ преуспевающего и уверенного в себе человека. Женская мода начала XX в. была разнообразней и предоставляла больше возможностей для выбора. Модная дама тех лет, одетая в стиле модерн, носила высокую пышную прическу (начес и накладные волосы), юбку с треном, большие буфы на плечах и высокий стоячий воротник. Перед Первой мировой войной вошли в моду платья с завышенной талией и отложным воротником, юбки и блузки. Прически стали гладкими и с пробором.
Зажиточные горожане на Урале приобщались и к детской моде. Если дети городских крестьян и мещан одевались подобно взрослым, то в состоятельной среде особым спросом пользовались матроски, кружевные пелерины, фартучки с цельнокроеными лямками — как обязательная часть домашней одежды.
На улицах уральских городов встречались и люди в форменной одежде: школьники и гимназисты, военные, чиновники, казаки, духовенство. Поскольку население городов Урала, особенно Южного, было многонациональным, то здесь нередко можно было видеть горожан в национальной одежде.
Процесс урбанизации на Урале выглядит как неоднозначный, многоплановый, противоречивый, в разной степени охвативший губернские и уездные центры. В силу различных экономических, военно-административных, сословно-профессиональных, этноконфессиональных факторов практически каждый городской центр приобрел свой неповторимый облик.
В развитии уральских городов просматриваются разные тенденции. Часть городов в ходе динамичного развития трансформировалась из военно-административных и торговых центров в промышленно-торговые. В этих индустриальных городах развивалась фабрично-заводская промышленность, появлялись новые формы финансовой и торгово-посреднической деятельности, расширялось и усложнялось коммунальное хозяйство, в котором использовались технические новшества. Эти города превращались в культурные центры, где шел сложный процесс европеизации всех форм жизни населения.
Другая часть городов оказалась во власти депрессивных факторов. В экономике этих городов доминировали ремесленное производство и торговля. Городская жизнь характеризовалась воспроизводством традиционных (в средневековом духе), консервативных форм жизни.
Рекоменудем посмотреть:
Культура народа Саха в якутских кинофильмах
С первых самостоятельных шагов кинематограф Якутии делает попытки создания своего собственного неповторимого облика, отражающего культуру и мировоззрение якутов. Якутские режиссеры, работая в разных направлениях и жанрах, одинаково стремя ...
Яркие краски сна «смешного человека»
«Вдруг приснилось мне, что я беру револьвер и, сидя, наставляю его прямо в сердце» (с. 431). Возможно, во сне это сделано для того чтоб разом лишить себя и жизни и души. Все зашаталось, огонь свечи затрепетал. Свечка у «смешного человека» ...
Роль музыки в формировании личности
Можно выделить эстетическую, познавательную, воспитывающую и развивающую роли музыки в формировании личности. Эстетическая роль музыки заключается в воспитании эстетической и этической восприимчивости и отзывчивости. Чувства (эмоции) радо ...
Навигация