Мода

Подавляющее большинство населения уральских городов в сословном плане относилось к мещанству и крестьянству, что проявлялось и в образе жизни, и в одежде. Выходцы из деревни, сохраняя приверженность традиционному стилю одежды, непременно вносили поправки в свой гардероб, осваивая «городской костюм», содержавший в себе элементы общеевропейского образца. Мужчины наряду с косоворотками и заправленными в сапоги брюками обзаводились костюмами, шляпами и ботинками. На фотографиях начала XX в. можно увидеть не только бородатых представителей городского простонародья, но и обладателей гладко выбритых лиц, а также аккуратных усов. Женщины — домохозяйки или работницы этого времени были одеты в широкие и длинные юбки с фартуками, кофты с длинными рукавами, суконные жакеты на вате или суконные шубы на меху. Невозможно представить себе женщину той эпохи с непокрытой головой — без платка, пуховой или шерстяной, с рисунком шали. Небогатые горожане носили ботинки, галоши, пимы, брезентовые туфли и сапоги.

Зажиточные горожане (купцы, чиновники, служащие различных фирм, учителя, врачи) ориентировались на европейский стиль одежды, на новинки западной моды. Чаще всего они приобретали одежду, ткани, белье, обувь и соответствующие аксессуары в магазинах-универмагах с большим выбором товаров. Рекламой имеющихся в продаже и поступающих в продажу новинок были заполнены целые полосы местных газет. Самые богатые модники и модницы делали заказы у профессиональных портных и портних, шляпниц, кружевниц, ювелиров. На снимках тех лет мы видим мужчин в элегантных костюмах с белыми крахмальными воротничками и шелковыми галстуками — это стандартный образ преуспевающего и уверенного в себе человека. Женская мода начала XX в. была разнообразней и предоставляла больше возможностей для выбора. Модная дама тех лет, одетая в стиле модерн, носила высокую пышную прическу (начес и накладные волосы), юбку с треном, большие буфы на плечах и высокий стоячий воротник. Перед Первой мировой войной вошли в моду платья с завышенной талией и отложным воротником, юбки и блузки. Прически стали гладкими и с пробором.

Зажиточные горожане на Урале приобщались и к детской моде. Если дети городских крестьян и мещан одевались подобно взрослым, то в состоятельной среде особым спросом пользовались матроски, кружевные пелерины, фартучки с цельнокроеными лямками — как обязательная часть домашней одежды.

На улицах уральских городов встречались и люди в форменной одежде: школьники и гимназисты, военные, чиновники, казаки, духовенство. Поскольку население городов Урала, особенно Южного, было многонациональным, то здесь нередко можно было видеть горожан в национальной одежде.

Процесс урбанизации на Урале выглядит как неоднозначный, многоплановый, противоречивый, в разной степени охвативший губернские и уездные центры. В силу различных экономических, военно-административных, сословно-профессиональных, этноконфессиональных факторов практически каждый городской центр приобрел свой неповторимый облик.

В развитии уральских городов просматриваются разные тенденции. Часть городов в ходе динамичного развития трансформировалась из военно-административных и торговых центров в промышленно-торговые. В этих индустриальных городах развивалась фабрично-заводская промышленность, появлялись новые формы финансовой и торгово-посреднической деятельности, расширялось и усложнялось коммунальное хозяйство, в котором использовались технические новшества. Эти города превращались в культурные центры, где шел сложный процесс европеизации всех форм жизни населения.

Другая часть городов оказалась во власти депрессивных факторов. В экономике этих городов доминировали ремесленное производство и торговля. Городская жизнь характеризовалась воспроизводством традиционных (в средневековом духе), консервативных форм жизни.

Рекоменудем посмотреть:

Культура и прогресс
С возникновением культуры у людей возникает особенная, «сверхбиологическая» форма сохранения и передачи информации. Это принципиально новый и несравненно более богатый по своим возможностям тип информационного процесса. В культуре информа ...

Символизм в Западной Европе
Бельгийский символизм представлен фигурой крупнейшего драматурга, поэта, эссеиста М.Метерлинка, известного пьесами «Синяя птица», «Слепые», «Чудо Святого Антония», «Там, внутри». По мнению Н.Бердяева, Метерлинк изобразил «вечное, очищенно ...

Теоретические основы социо-культурной деятельности с людьми пожилого возраста
Практическая жизнь общества свидетельствует, что без опре­деленной объединительной идеи, высоких духовных принципов и нравственных норм поведения личности государство не способно к социальным преобразованиям, осуществлению глубоких демок­ ...