Как оживала древняя игрушка

Страница 1

Но и тогда, в 70-е годы, чернышинская игрушка не стала открытием для новосильцев. Новосиль еще долго «дремал», пока не появилась у нас в городе Наталья Николаевна Фролова. Она закончила худграф Орловского пединститута. Всю литературу прочитала о плешковской (под Ливнами) игрушке, в архивах копалась, встречалась со старожилами, потомками сельских мастериц., выведывала у них секреты. Она тесно связала свою судьбу с глиняной игрушкой.

«Многие ныне пытаются найти истоки своей культуры, свои корни в надежде обрести будущее, сохранив при этом свое национальное достоинство. Духовное возрождение народного искусства поможет нам на этом нелегком пути», - говорит Наталья Николаевна. Вот она-то и отправилась в Новосиль, разузнать о чернышинской игрушке – соседи, чай. Она-то и нашла здесь Анну Харитоновну. А потом вернулась в родной Новосиль Лидия Михайловна Карякина, тоже выпускница Орловского худграфа, большой специалист по всем глинам в бывшем СССР. Без преувеличения можно сказать, что знает она их на ощупь. Во многом благодаря ее усилиям и энергии открыли в местной детской школе искусств художественный класс, Анна Харитоновна передавала здесь детям секреты своего мастерства. И вот – продолжает жить традиция. Лидия Михайловна ездила в Загорск, в музей игрушки. Вот и конспект рукописи В.Н. Глаголева, которым мы здесь пользуемся – ее забота. Она всегда мечтала открыть в Новосиле экологически чистое гончарное производство – и польза, и красота, и занятость рабочих рук. Увы, административную машину «пробить» не удалось. А теперь уже и Лидия Михайловна в возрасте, и энтузиастов таких здесь больше нет. А руководству – ему, наверное, все равно, чем руководить. Без гончарного производства – оно еще и бесхлопотнее.

Лет 20 прошло, как ожила старинная чернышинская игрушка. Вовремя успели. Была в то время жива еще одна мастерица. Татьяна Терещенкова, специалист отдела культуры администрации Новосильского района так пишет в статье «Возвращение чернышинской игрушки» («Новосильские вести», 29 ноября 1994).

В старину, говорят, в овраге, где была прекрасная глина, жил в землянке беглый человек, который детям на потеху да себе на радость делал игрушки-свистульки. Ремесло быстро распространилось по селу.

Игрушечный промысел был чисто женский. О том, как лепили игрушки, рассказывала мастерица Елена Алексеевна Шеляева, к сожалению, в марте этого года ушедшая из жизни:

«Собираемся. Кто сено косить, а кто за глиной у Верх. Как раз пойдет ростыпель, самая грязь сойдет, - тут и ходили. Глину принесешь, и вот бабки собираются, нары сделают – и кто какую сумеет, такую и сляпает. Настановишь их, посушишь. Тут пойдут солнушные дни, они обветриют. Ну два дня, а может три – когда как успеет.

А тут ямочки выроют, а в ямочки эти постановят и зажигают под них гнилушечек каких-нибудь. День прожгут, ночь постоят, и они как раз звонкие выходят.

Потом остынут, вытаскивают, ставят их в рядок на лужочке, начинают красить перышком. Разукрашивали, как понравится, полосочками. Свистки делали, одну дырочку наскрозь, а то на боках слаживали. Делали на наш праздник - Преполовение Пятидесятницы. К этому празднику выносили каждый свое, что сделал.

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Происхождение и значение термина «культура»
Понятие «культура» (про­исходит от латинского culture - взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием) родилось в Древнем Риме как противоположное значение понятию «натура»- природа. Следовательно, изначально термин «культура» при ...

Материалы для изготовления скульптур
Важен и сложен вопрос выбора материала для скульптуры, связь материала с содержанием и формой, допустимость перевода одного и того же произведения в различные материалы. Создавая скульптурное произведение, мастер мыслит его в определенном ...

Ильинская церковь
Время создания: около 1170 г. По церковному преданию, основание обители во имя Ильи связывается с Антонием Печерским, первоигуменом Киево-Печерского монастыря. В 1069 году он вмешался в киевские династические распри князей и бежал от гне ...