Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь

Информация » Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь

Страница 1

Русский Север - земля обетованная нашего монашества, наша, северная, Фиваида. Многие прославленные подвижники подвизались здесь, много значимых для духовной жизни русского народа мест в здешнем краю. И одно из них - Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь.

В 1368 году основатель и игумен Никольского Переяславского монастыря преподобный Димитрий оставил построенную им обитель и отправился на север, "к морю студеному". Преподобный тяготился почтением, которое оказывали ему переяславцы, и хотел послужить Богу в глухих северных лесах, где никто не слышал его имени. В дальний путь он пустился вместе с преданным своим учеником Пахомием.

Долго скитались монахи, пока наконец не вышли к реке Леже (правый приток Сухоны). Место это - в двадцати верстах от Вологды и вблизи от Авнежского селения (ныне - село Воскресенское Грязовецкого района) - чрезвычайно понравилось преподобному Димитрию и показалось ему удобным для жизни. Построив здесь хижину, наставник и ученик вскоре принялись за строительство деревянной церковки - во имя Воскресения Христова. Но задержаться близ Авнеги надолго преподобному Димитрию не пришлось. Местные жители, будучи язычниками, невзлюбили его. Пребывание его рядом с ними смущало их. Пришедши к нему, они сказали (нужно отдать им должное, довольно вежливо): "Отче, и тебе, и нам неугодно твое здесь пребывание". Пришлось Димитрию и Пахомию покинуть понравившееся место и идти дальше.

В 1371 году они вышли к Вологде ("и прииде на Вологду, и виде град украшен многими церквами"). Здесь к монахам отнеслись совершенно по-другому, чем в Авнеге, оказав им самое радушное гостеприимство. Согласно преданию, некоторое время по приходе в город прп. Димитрий жил в доме кожевника, стоявшем на левом берегу реки Вологды. Здесь его, очевидно, и посетила мысль устроить в окрестностях Вологды общежительный монастырь. Как говорится в житии, его очень заботило то, что "общаго жития иноков не бысть от Волги реки великий даже и до моря". "И возлюби преподобный место, на Прилуце (то есть в излучине реки) тако нарицаемо, отстоящее от града за три поприща; и абие (тотчас) постави крест на месте том и благослови его".

Место, избранное прп. Димитрием для строительства монастыря, принадлежало "благонарочитому мужу Илие и Исидору Выпрягу". В житии отмечается, что они с радостью отдали свою землю монахам и, более того, затоптали озимые хлеба, почти уже созревшие, чтобы строительство могло начаться немедленно.

Первый деревянный храм и кельи возводились очень быстро. Жители города, обрадовавшись тому, что теперь у них будет "свой" монастырь, охотно жертвовали на строительство. Кто-то давал деньги, кто-то - дерево, кто-то - другие предметы, необходимые в монастырском обиходе. Уже 1 августа (по старому стилю) 1371 года церковь во имя Всемилостивого Спаса Происхождения Честных Древ Животворящего Креста была освящена. И "нача преподобный неотступно здесь жительствовати".

Весть о новой обители разнеслась по всей Руси. К преподобному Димитрию стали приходить люди, желавшие принять постриг. Очень многие шли в Вологду из Переяславля, где старца давно знали и любили. Прослышал о монастыре "на Прилуцех" и князь Дмитрий Иванович (пока не успевший стать Донским). Он тоже очень любил преподобного Димитрия, крестного отца одного из своих сыновей. Благодаря пожертвованиям князя (и его наследников) монастырь быстро рос и укреплялся, хотя, конечно, богатым в это время его назвать было нельзя.

К началу 1390-х годов преподобный Димитрий почувствовал, что силы оставляют его и недолго ему осталось управлять монастырем. Он собрал вокруг себя иноков и сказал им: "Великий грешник по делам моим худым, я уже изнемогаю и отхожу от сего временного жития, а вам благословляю вместо меня быть игуменом сыну моему духовному Пахомию. Повинуйтесь ему во всех добрых делах, как отцу своему". Скончался преподобный в феврале 1392 года.

Как и указывал прп. Димитрий, вторым игуменом Спасо-Прилуцкого монастыря стал Пахомий. Он был достойным преемником своего учителя и настоятельствовал в обители в течение нескольких десятилетий. Скончался игумен Пахомий, предположительно, в середине XV века. После него настоятели в течение некоторого времени избирались из числа братии, а затем стали назначаться царем или Святейшим Синодом и поставляться в игумены и архимандриты вологодскими архиереями.

Значение Спасо-Прилуцкого монастыря как северного форпоста Московского княжества, особенно в условиях борьбы с Новгородом за северные земли, хорошо понимал и Дмитрий Донской, и его преемники. Это нельзя сбрасывать со счетов, когда мы говорим о богатых вкладах и вотчинах, которыми наделяли монастырь московские князья. Глубоко почитая прп. Димитрия Прилуцкого (так, в 1487 году Иоанн III брал с собой икону преподобного в поход на Казань), они в то же время имели в виду свои геополитические интересы. В этом смысле чрезвычайно интересно прославление в монастыре святого, пострадавшего от усиления московских князей. Речь идет о преподобном Игнатии Прилуцком, сыне удельного князя угличского Андрея, брата Иоанна III. С отроческих лет преподобный Игнатий (в миру - Иван) томился в вологодской тюрьме вместе со своим братом Дмитрием. И на пороге смерти принял постриг. А уже в день похорон преподобного Господь через останки его явил чудеса, тем самым как бы показывая, что не единым укреплением государственности жива будет Россия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекоменудем посмотреть:

Специфика сервисной деятельности на примере Шадринского краеведческого музея им. Бирюкова
Какие бы изменения не происходили в обществе, музей с момента своего рождения является хранителем и транслятором информации общества. Деятельность музеев составляет важную область общественной жизни, является частью системы социального в ...

Знаменитости и анонимы
Арнольд Генте (1869—1942) думал, что беспристрастный снимок — его открытие, а на самом деле он создал портретную технику, противником которой он так доблестно выступал. В течение тридцати лет он снимал знаменитости мира сего: трех презид ...

О самоудовлетворенности Запада
Таковы некоторые, наиболее значимые, кризисные стороны западной цивилизации, рассмотренные и анализированные русскими мыслителями. Сам Запад, как правило, не склонен замечать свои кризисные стороны, он парадоксальным образом, несмотря на ...