Их руками и сердцами

Сегодня – Евдокия Ильинична Лукьянова – член Союза художников СССР. Сама она почти и не смотрит на стол, разговаривает с собеседником, а руки будто сами по себе существуют, вылепливая, приглаживая, поправляя будущую свистульку. Игрушкой она с малолетства занимается. Лепила вся их семья – от детворы до стариков. Игрушка выручала в нелегкие голодные годы. Спрос на нее был всегда. Елена Кузьминична Евдокимова, член Союза художников СССР. Виктор Федорович Склемин – гончар, ни у кого такие певучие кувшинчики не получались, только у него. Певучие оттого, что стенки у них тоненькие, причудливой формы. И расписаны все по-разному. Многому он научился в детстве у Дмитрия Ильича Дербенева…

Вот она лежит перед ним – глина, мертвая, маслянистая. Склемин мнет ее долго, упорно, побрызгивая на нее время от времени водой. Вроде она уж и мягка достаточно, и пластична, так и скользит в руках, а гончар придирчиво ее перекинет с руки на руку – и опять давай ее дубасить. Глина аж вся лоснится, блестит. И вот, наконец, он отделяет от куска равные дольки – заготовки делает. Положил первую на гончарный круг, водой смоченный, и даже пришлепнул его, вроде как закрепил. Крутанул круг, и завертелся круглый комочек быстро, стремительно.

На глазах меняется его форма, вытягивается, утоньшается. Ловкие пальцы мастера помогают поточнее закруглиться вазочке… Совсем неуловимым движением Виктор Федорович пристроил руку внутри трубочки, раздавая ее вширь. А другая рука опять же помогала, тут же на подхвате оказалась. Руки будто в одно движение слились – только одна сверху, а другая изнутри, кажется, накрепко сжимает с обеих сторон заготовку, делая стенки сосуда все тоньше, даже страшно становится – вдруг прорвется от неосторожного движения…

Вот круг замедлил свой ход, совсем остановился. Склемин подровнял что-то сверху, снизу подправил, теперь нужно вазочку снять… Очень осторожно берет мастер изделие обеими руками с широко расставленными пальцами и бережно пристраивает его в сторонке – пусть подсыхает. Окрепнет – тогда можно и обжигать.

Гончарное искусство – это не только горшки да махотки, это и вазочки, и кувшинчики, и тарелочки, и кружки с бокалами. Да мало ли чего может придумать настоящий мастер!

Так вот получилось, что разговор наш на гончарном деле да на игрушке зациклился. Да неспроста, наверное. Было время как-то – ну, не было посуды в магазинах. Дефицит. Даже я помню, хоть и ребенком была. А тарелки да чашки чайные имеют такое свойство – биться. И скоро чай пить не из чего станет. А тут приехала к родителям Лидия Михайловна, мамина подруга, и подарила нам несколько чашечек собственного изготовления. Пережили дефицит.

Гончарные изделия – они всегда в домашнем хозяйстве нужны. Никогда не пройдет их время. А значит, производство это нужное, и всегда будет экономически оправдано. А игрушка, наверное, тоже всегда будет сопровождать изготовление посуды, как сопутствующий товар, как возможность самовыражения мастера, как учебное пособие для будущих мастеров, как источник вдохновения, как радость для ребенка (хоть и кратковременная), как долгое эхо прошедших эпох для истинных ценителей декоративно-прикладного искусства. И пока есть ценные глины в новосильской земле, может быть, время от времени будут рождаться здесь мечтатели, которым все-таки удастся когда-нибудь открыть местное гончарное производство.

Рекоменудем посмотреть:

Художественное направление – эклектика
Пытаясь разобраться в безбрежном море современных эклектических настроений, что оказалось совсем непросто, удалось выявить основные формы или подходы к стилизации. Их можно условно назвать: «цитата» - «реплика» - «коллаж». Постараемся бол ...

Футбольные фанаты
Футбольные фанаты - сложное по организации сообщество. У которых прослеживается иерархическая организационная структура ношения атрибутики. Основное средство отличия - шарф ("розетка", "роза"). Обычный шарф выдержан в ...

Методика создания художественного образа учащимися средних общеобразовательных школ
Художественно-творческая деятельность – это деятельность по созданию новых, оригинальных, субъективно-значимых образов (в рисунке, лепке, аппликации, компьютерной графике и т.д.), а также деятельность по восприятию и переживанию художеств ...