Дружба И.И. Левитана с А.П. Чеховым

Левитан и Чехов были ровесниками и познакомились еще в конце 1870-х годов, когда оба были бедными студентами. Как-то зимою Левитан заболел, и его друг - Михаил Чехов - привел своего брата Антона проведать больного. После этого они постоянно встречались в Москве ив Звенигороде, где некоторое время работал в больнице Антон Павлович. В это же время Чехов начинал писать свои небольшие юмористические рассказы (еще под псевдонимом Антоша Чехонте). Но особенно душевной стала дружба писателя и живописца с 1885 года, когда Левитан вместе с семьей Чеховых провел лето в подмосковной усадьбе Киселевых Бабкино близ Нового Иерусалима (туда же он приезжал на отдых и в два последующих года). Только что переживший тяжелый душевный кризис, доведший его до попытки самоубийства (к счастью, неудачной), Левитан нашел в семье Чеховых теплое, родственное отношение и искреннюю дружескую помощь. Сохранилось немало воспоминаний о царившей в Бабкино целительной атмосфере любви к природе, живому слову и искусству, о совместных чтениях стихов Пушкина и сатиры Салтыкова-Щедрина, музыкальных вечерах, прогулках на природе, о веселых играх, организатором которых был неистощимый в своем остроумии Антон Павлович. Брат писателя, Михаил, описал одну из таких игр в своих воспоминаниях "Вокруг Чехова": "Бывало, в летние вечера он надевал с Левитаном бухарские халаты, мазал себе лицо сажей и в чалме, с ружьем выходил в поле по ту сторону реки. Левитан выезжал туда же на осле, слезал на землю, расстилал ковер и, как мусульманин, начинал молиться на восток. Вдруг из-за кустов к нему подкрадывался бедуин Антон и палил в него из ружья холостым зарядом. Левитан падал навзничь. Получалась совсем восточная картина".

Время, проведенное с семейством Чеховых в Бабкино, Левитан считал лучшим в своей жизни. Крепнущая дружба с Чеховым, их веселые дурачества, чудесная природа - все это оставило неизгладимое впечатление в памяти Левитана. Подобно А.П. Чехову, сотрудничавшему в "Осколках" и "Петербургской газете", Левитан принимает участие в иллюстрировании книги М.П. Фабрициуса "Кремль в Москве" (1883), помещает в 1883 - 1887 гг. ряд рисунков в журналах "Радуга" и "Эпоха", экспонирует на XII Передвижной художественной выставке 1884 года картину "Вечер на пашне" (1883). А главное - он с увлечением пишет этюды, создавая такие свежие, солнечные работы, как "Мостик" (1884), "Первая зелень. Май" (1883-1888), "К вечеру. Река Истра" (1885), "Саввинская слобода" (1880-е гг.).

Очень близки были друг другу Левитан и Чехов.

Эта близость заметна в их переписке, которая сохранилась до наших дней. Письма эти, иногда весело-ироничные (Левитан - Чехову: "Ах ты, полосатая гиена, крокодил окаянный, леший без спины с одной ноздрей, квазимодо сплошной, уж не знаю, как тебя еще и обругать!"), а иногда исполненные глухой мрачной тоски (Левитан - Чехову: "Ради бога, если только возможно, приезжай ко мне хоть на несколько дней. Мне ужасно тяжело, как никогда"), позволяют ощутить и важность душевной поддержки Левитана Чеховым, и левитановское восхищение творчеством писателя как пейзажиста - отдельные описания природы у которого он считал верхом совершенства.

Правда, впоследствии, в 1892 году, был в истории дружбы Левитана и Чехова эпизод, ненадолго омрачивший их отношения и связанный с чеховским рассказом "Попрыгунья" (другое название - "Великий человек"). В сюжете этого рассказа Чехов использовал некоторые моменты взаимоотношений Левитана, его ученицы Софьи Кувшинниковой и ее мужа, врача Дмитрия Кувшинникова.

Чехов напечатал рассказ, и Левитан нашел в нем обидные намеки на себя, своих близких, возмутился, вспылил, даже собирался вызвать Чехова на дуэль. Лишь в 1895 году друзья вновь сошлись. Дружба их стала еще крепче. Чехов подарил живописцу свою книгу с надписью: "Величайшему художнику от величайшего писателя. Милому Левиташе "Остров Сахалин" на случай, если он совершит убийство из ревности и попадет на оный остров". Их самые сердечные отношения сохранились до конца дней художника.

В 1900 году Левитан умер. Чехов потерял близкого друга и родного человека. Примечательно, что несмотря на то, что Чехов, как никто другой, знал Левитана, он так и не оставил о нем никаких воспоминаний . Когда С.П. Дягилев попросил написать о Левитане, Чехов ответил: "Вы хотите, чтобы я сказал несколько слов о Левитане, но мне хочется сказать не несколько слов, а много. Я не тороплюсь, потому что про Левитана написать никогда не поздно". Но написать о Левитане Чехов не успел.

Рекоменудем посмотреть:

И. Старов
И.Е. Старов (1745–1808) – младший современник Баженова. Они вместе приехали из Москвы в Петербург и поступили в Академию художеств. Старов окончил ее на два года позже и в 1762 г. вслед за Баженовым совершил пенсионерскую поездку во Франц ...

Направление советского театра 50–60 годы
Главное направление советского театра в 50–60-е – воплощение тем современности находит выражение в спектаклях, утверждающих высокие морально-этические нормы: «Иркутская история» А.А. Арбузова (1959), «В добрый час!» (1954) и «В день свадь ...

Специфика начала Нового времени. Новое время — век новой науки
В 1600 году в Риме на Площади цветов был сожжен великий мыслитель эпохи Возрождения Джордано Бруно (1548—1600). В этом же году поэт Оттавио Ринуччини (1563—1621) и композитор Якопо Пери (1561 — 1633) создали музыкальную драму “Эвридика”, ...