Первый режиссерский опыт Ю. Любимова относится к 1959 году: на вахтанговской сцене он поставил пьесу А. Галича «Много ли человеку надо». Два года Ю. Любимов посещает семинары любимого ученика К.С. Станиславского, актера и режиссера М. Кедрова, а затем становится преподавателем Театрального училища им. Б. Щукина. В 1963 году за шесть месяцев работы со студентами третьего курса он поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, показанный на учебной сцене Щукинского училища и ставший выдающимся явлением театральной жизни. Постановка потрясала, имела ошеломляющий успех, и резонанс был настолько велик, что усилия всех, кто включился в поддержку свежего начинания, не пропали даром. В результате Юрию Любимову было предложено возглавить Театр драмы и комедии, располагавшийся на Таганской площади и влачивший тогда жалкое существование. После долгих проволочек разрешили взять в труппу выпускников курса и снять спектакли прежнего репертуара театра.
Через год, 23 апреля 1964 года, спектаклем «Добрый человек из Сезуана» в Москве открылся новый театр – Театр на Таганке. С этого момента начинается стремительный и мощный режиссерский взлет Юрия Любимова. «Добрый человек из Сезуана» стал поистине революцией в театральном искусстве.
На сегодняшний день Ю. Любимов поставил в Театре на Таганке более 50 спектаклей. С момента рождения Театр на Таганке Юрия Любимова стал «островом свободы в несвободной стране». (Н. Эйдельман). Членами художественного совета театра были выдающиеся ученые П. Капица и Н. Флеров, такие известные писатели и поэты как А. Твардовский, Н. Эрдман, Ю. Трифонов, Б. Можаев, Ф. Абрамов, Ф. Искандер, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава; театральные критики Б. Зингерман, К. Рудницкий и А. Аникст; композиторы А. Шнитке и Э. Денисов, кинорежиссеры С. Параджанов и Э. Климов.
Над созданием спектаклей Ю. Любимов работал с композиторами Д. Шостаковичем («Павшие и живые», «Жизнь Галилея»), А. Шнитке («Ревизская сказка», «Турандот или Конгресс обелителей», «Пир во время чумы», «Живаго (Доктор)»), Э. Денисовым («Послушайте!», «Живой», «Обмен», «Мастер и Маргарита», «Преступление и наказание», «Дом на набережной», «Три сестры», «Самоубийца», «Медея», «Подросток»), С. Губайдулиной («Перекресток», «Электра»), Н. Сидельниковым («Бенефис», «Деревянные кони»), В. Мартыновым («Братья Карамазовы», «Марат и маркиз де Сад», «Шарашка», «Хроники», «Евгений Онегин», «Театральный роман», «Сократ / Оракул», «Фауст») и др.; с художниками: Б. Бланком («Добрый человек из Сезуана», «Евгений Онегин», «Театральный роман»), Д. Боровским («Живой», «Мать», «Час пик», «Что делать?», «А зори здесь тихие, «Гамлет», «Под кожей Статуи Свободы», «Товарищ, верь?», «Деревянные кони», «Пристегните ремни», «Обмен», «Мастер и Маргарита», «Перекресток», «Преступление и наказание, «Турандот, или Конгресс обелителей», «Дом на набережной», «Владимир Высоцкий», «Самоубийца», «Электра», «Медея», «Шарашка»), Э. Стенбергом («Антимиры», «Жизнь Галилея», «Послушайте!», «Берегите ваши лица», «Бенефис», «Мастер и Маргарита»), Ю. Васильевым («Павшие и Живые», «Пугачев», «Мастер и Маргарита»), Э. Кочергиным («Ревизская сказка»), С. Бархиным и М. Аникстом («Тартюф», «Мастер и Маргарита»), Ю. Кононенко («Три сестры»), А. Фрейбергсом («Хроники»), В. Бойером («Марат и маркиз де Сад»), Б. Мессерером («Фауст») и другими.
К середине семидесятых годов Таганка становится одним из театральных центров мира. Ж. Вилар посещал Театр на Таганке и дал очень высокую оценку его стилю и эстетике. На Международном театральном фестивале «БИТЕФ» в Югославии (1976 г.) спектакль «Гамлет» в постановке Ю. Любимова с В. Высоцким в главной роли был удостоен Гран-при. Первую премию Ю. Любимов получает и на II Международном театральном фестивале «Варшавские театральные встречи» (1980 г.).
В 1974 году в Ленинградском Малом театре оперы и балета Ю. Любимов ставит балет «Ярославна» на музыку Б. Тищенко. А в 1975 году на сцене миланского театра «Ла Скала» он поставил свой первый оперный спектакль «Под жарким солнцем любви» Л. Ноно. С тех пор Ю. Любимовым поставлено около 30 новаторских оперных спектаклей на лучших сценах мира: миланской «Ла Скала», парижской Гранд Опера, лондонского театра Ковент Гарден, оперных театров Гамбурга, Мюнхена, Бонна, Карлсруе, Штуттгарта, Цюриха, Неаполя, Болоньи, Турина, Флоренции, Будапешта, Чикаго
В 1980 году умирает Владимир Высоцкий. Смерть великого актера побуждает Юрий Любимова поставить спектакль «памяти легендарного артиста и поэта», но к сажалению спектакль власти запрещают. В 1982 году запрещают и следующую постановку Ю. Любимова – «Борис Годунов» А.С. Пушкина. С запретами Любимов встретился не впервые. Раньше, в 1968 году, был запрещен спектакль «Живой» Б. Можаева, в 1970 году спектакль «Берегите ваши лица» А. Вознесенского был запрещен уже после премьеры и прошел только три раза. К 1983 году в театре складывается невыносимая ситуация: запрещены не только подряд два новых спектакля, но и репетиции «Театрального романа» М. Булгакова. По приглашению Ассоциации Великобритания – СССР Юрий Любимов выезжает в Англию для постановки «Преступления и наказания» Ф. Достоевского в лондонском театре «Лирик». После интервью Брайану Эпплъярду, опубликованном в газете «Times» в марте 1984 года, Ю.П. Любимова освобождают от должности художественного руководителя созданного им Театра на Таганке, затем последовал указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1984 года за подписью К. Черненко о лишении Юрия Любимова советского гражданства. Само имя его не только снимают со всех афиш и программок Театра на Таганке, но даже упоминание о нем ставят под запрет.
Рекоменудем посмотреть:
Религия крито-микенского периода
Греческая культура складывалась в эгейскую эпоху и, несомненно, испытывала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Открытию критской и микенской цивилизаций мы обязаны выдающимся археологам 20 и 19 вв. – Артуру Эвансу и ...
Как оживала древняя игрушка
Но и тогда, в 70-е годы, чернышинская игрушка не стала открытием для новосильцев. Новосиль еще долго «дремал», пока не появилась у нас в городе Наталья Николаевна Фролова. Она закончила худграф Орловского пединститута. Всю литературу проч ...
Искусство Ассирии
В искусстве Ассирии в I тыс. до н. э. появляется жесткий канон. Канон этот не религиозен, как не религиозно было все официальное ассирийское искусство, и в этом принципиальное отличие ассирийских памятников от памятников предшествующего в ...
Навигация