Художественное направление – эклектика

Информация » Стиль эклектики » Художественное направление – эклектика

Страница 2

С другой стороны, эклектика очень плотно соседствует с китчем и порой соединяется с ним в нерасторжимый конгломерат, порождая самое крайнее сочетание «техники и пошлости» на потребу массовому потребителю в желании «сладкой» жизни.

При этом, сохраняя негативное отношение к таким предметам, нельзя отказать некоторым из них, созданным талантливыми дизайнерами, в яркости, выразительности своих форм, запоминающемся облике и порой даже внешней привлекательности, которая строится на декорационном эффекте и подчеркнутой театральности. Как ни странно, подобные вещи - «монстры» занимают достаточно прочное место в современном авторском интерьере. По своей природе наилучшие образцы «коллажа» соседствуют с авторским арт-дизайном, которого также много на современном мебельном рынке и о котором мы поговорим отдельно. Порой эти предметы весьма трудно отличить друг от друга, но их коренное различие кроется в тяготении или к комбинированию элементами из исторических, этнических, социальных, типологических стилей, или же к авторским фантазийным интерпретациям.

Важным здесь видится социальный заказ на подобные образцы современной мебели, который кроется в некоем психологическом и «традиционном» взгляде-установке на оборудование жилища, общественных и представительских апартаментов. Так, не секрет, что самые значимые государственные здания и интерьеры практически во всех странах оборудуются не современной мебелью, а обязательно стилевой, эклектичной, «в стиле», как правило, излюбленного «классицизма Людовика XVI». Так, последняя реконструкция интерьеров Большого Кремлевского дворца, которая проводилась под руководством известного художника Ильи Глазунова, была выполнена итальянской фирмой «Коломбостиль» именно в этом характере. Также оформлены и представительские апартаменты крупнейших резиденций мира, знаменитые многозвездочные отели, в которых всегда присутствует элемент «отставания» от современного стиля. Это делается совершенно осознанно и даже обладает определенной социальной значимостью и «общепризнанным» вкусом. Стилистическое отставание и преднамеренное обращение к историческим стилям призвано в какой-то степени обеспечивать условную психологическую «стабильность» в вихре меняющихся с быстротой молнии авангардных стилевых тенденций и направлений. Некий узнаваемый, отстоявшийся в памяти художественный образ в большей степени, нежели конкретный стиль мебели, претендует на «долгую устойчивую» жизнь в интерьере. Тем самым обращение к эклектике это всегда «работа» с образами, а не со стилями. Важны не конкретные черты стиля, а условные ассоциации, образы того или иного стиля, как знаки длительности времени, определенных установок и представлений, которые связываются с устоявшимися в сознании потребителя образцами и образами. Следовательно, говоря об эклектике, мы говорим о постмодернизме в его самых характерных и узнаваемых чертах.

В какой-то степени современная эклектика представляет собой одно из крупнейших направлений современного искусства - «консерватизм», который как противовес противостоит авангарду, модернизму и постмодернизму, соединяясь с последним и как бы замыкая круг.

Тем самым необходимо признать за эклектикой закономерное для развития культуры значение, соотнесенное с общими тенденциями развития общества в целом. В настоящее время эклектика значительно расширяет диапазон стилистических направлений в современном оборудовании интерьера и мебели, создавая возможности для раскрепощения творческого мышления и обогащения многообразием образов среды жизни современного человека. Как и раньше основными критериями и требованиями к этому стилистическому направлению остаются - высокий профессионализм, творческая одаренность дизайнеров и художников в создании современных произведений интерьера и мебели с высокими художественными и эстетическими качествами в том традиционном классическом понимании, которое мы называем искусством. Эклектика (XIX века, 1830-1890 годы) всегда существовала как неизбежное следствие диалога различных культур, однако основополагающим принципом искусства стала именно в XIX веке. Модным и актуальным стало все, что было комфортным и красивым в интерьерах прошлых стилей.

Многие критики искусства обвиняли эклектику в чрезмерной перегруженности и плохом вкусе, отсутствии индивидуальности. И все же у нее были свои собственные отличительные черты: пластичные формы, обилие текстиля, мягкость и удобство мебели, множество декоративных элементов, которыми могли быть вещицы с разных концов света, напоминающие о культурах Востока, средиземноморских стран и т.д.

При желании (или необходимости) можно найти идеальное сочетание разных стилей даже в пространстве одной комнаты. Это может потребоваться, например, если вам по душе современный стиль хай-тек, но в то же время вы не в состоянии расстаться с резным бабушкиным комодом из дуба. Главное — правильно организовать пространство вокруг комода, то есть сделать так, чтобы он не выглядел инородным предметом, а еще лучше — выгодно подчеркивал общую идею решения комнаты. Кроме того, смешение стилей становится необходимостью, если в квартире проживает семья из нескольких человек, принадлежащих к разным поколениям. У каждого из них свои вкусы, и при этом каждый должен иметь в квартире уголок, где бы он чувствовал себя максимально уютно. Эклектика, это своеобразный стиль, который является симбиозом нескольких направлений.

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Российская библиотечная ассоциация
В октябре библиотечная общественность России на проходившей в Москве «Библиовстрече - 1994» впервые обсуждала вопрос о создании Российской библиотечной ассоциации. Тогда, в 1994 году, РБА была учреждена как общественная организация; её у ...

Игрушечное семейство
Лет пятнадцать назад проходила в Орле выставка народной игрушки (Степанова Е. «Живое чудо народной игрушки». – «Орловская правда», март 1994). История сохранила имена самобытных игрушечниц Александры Михайловны Иваниловой (1911 - 1990), ...

Эпоха немого кино
Первые короткометражные фильмы (15—20 метров, примерно 1,5 минуты демонстрации) были по большей части документальные, однако уже в комедийной инсценировке братьев Люмьер «Политый поливальщик» отражаются тенденции зарождения игрового кино. ...