Инструменты

Резьба по дереву » Инструменты

Для успешной работы резчику по дереву необходи­мы хорошо оборудованное рабочее место, соответству­ющие инструменты и приспособления.

Для работы резчиков необходимо сухое светлое по­мещение с постоянными температурой и влажностью воздуха. Стены и потолок помещения должны быть вы­крашены в светлые тона. Оснащение рабочего места резчика зависит от ха­рактера выполняемых резных работ. При изготовлении мелких изделий резьбу можно выполнять на обычном столе. Для изделий большого размера подходит вер­стак.

Верстак или стол ставят так, чтобы свет падал спе­реди и слева. Лучшее освещение — естественное, без прямых солнечных лучей. При искусственном осве­щении свет должен исходить из двух-трех источников так, чтобы на обрабатываемом изделии не было резких теней.

В мастерской необходим один столярный верстак для подготовки материала к резьбе, а также заточный станок и стол для заточки и правки инструмента.

Для резьбы по дереву применяют различной формы, долота или стамески.

Прямые стамески с шириной по­лотна 3—30 мм используют в основном для зачистки фона в рельефной резьбе, иногда их применяют в кон­турной резьбе.

Косые стамески, называемые так­же резаками, являются основным инструментом для выполнения геометрической резьбы. Они используются как при выполнении черновой работы (срезание древе­сины полным лезвием), так и при зачистке резьбы кон­чиком ножа. Желательно иметь несколько ножей с раз­ной формой кончика: от острого (30°) до закругленного.

Стамески-клюкарзы отличаются коротким полотном шириной 2-15 мм и длинной, изогнутой около полотна, шейкой. Форма полотна может быть различной. Употребляют их при выполнении горельефной резьбы, а также для резания в труднодос­тупных местах. Прямой клюкарзой зачищают фон в ре­льефной резьбе.

Полукруглые стамески с шириной полотна 3- 30 мм в зависимости от радиуса кривизны бывают следующих видов:

- отлогие с большим радиусом кривизны;

- средние или полукруглые;

- крутые с малым радиусом кривизны

Это основной инструмент при выполнении всех видов резьбы, кроме геометрической, где эти стамески применяют лишь для вырезания полукруглых лунок.

Стамески-уголки шириной полотна 5—15 мм применяют при выборке узких линий-канавок. В поперечном сечении стамеска образует угол 50—70°. Та­кие стамески могут быть выполнены в форме клюкарзы. Стамески-церазики шириной плотна 2—3 мм по форме близки к крутым полукруглым стамескам, но профиль их более глубокий. Церазики применяют для прорезки узких жилок. Стружок полукруглый используют для работы над древесиной в труднодоступных местах. Рашпили применяют для обработки поверхностей. Чеканы представляют собой метал­лические стержни, на одном конце которых сделаны Насечки в виде сетки, точек, звездочек. Их используют для чеканки фона главным образом в кудринской резьбе.

Кроме основного режущего инструмента, резчику необходим и вспомогательный: разметочный инструмент, инструменты для сверления, выпиливания. К вспомогательному инструменту также относятся:

- киянки для удара по ручке стамески при вырубке фона, обрубке рельефа в крупной резьбе;

- коловорот или дрель с набором сверл для свер­ления отверстий в прорезной резьбе и высверливания глубоких мест в рельефной;

- лобзик и пилки для выпиливания фона в прорез­ной резьбе.

Кроме этого, резчику может понадобиться столяр­ный инструмент при подготовке деталей под резьбу: рубанок, фуганок, цикли и др.

Рекоменудем посмотреть:

Книгопечатание, книги и зачатки научного знания
С. М. Соловьев считал, что русское общество того времени явственно осознавало свое отставание от западных соседей и поэтому стремилось преодолеть это отставание, “сблизиться с теми народами, которые показали свое превосходство, позаимство ...

Словенская живопись в первой половине XIX в
Словенские земли в продолжение многих столетий входили в состав Габсбургской империи и особенно были тесно связаны с Австрией. Все это наложило отпечаток на культуру Словении, и в частности на ее искусство. В конце XVIII—начале XIX в. би ...

Влияние джаз-танца на внутреннюю и внешнюю гармонизацию личности
Основные принципы джаз-танца подобны принципам джаза в музыке. Это, возможно, и стало причиной единого названия. Итак, основные принципы: импровизация, полиритмия, полицентрия (последние два сродни музыкальной полифонии). Менее значимые п ...