София Киевская

Информация » София Киевская

У каждого народа есть свои национальные святыни, которые олицетворяют извечный неугасимый очаг его духовности. Для Украины — это в первую очередь святая София Киевская, которая воплотила в себе тысячелетнюю историю нашего государства, синтезировала религиозные, общественно-политические и эстетичные ощущение народа. Собор рожден временем христианизации Руси, что ознаменовала кульминационный этап в росте на огромных обширах Восточной Европы могучего славянского государственного образования.

В восточный христианском мире кафедральные Софийские храмы были атрибутом суверенной государственности, поэтому своим величественным образом, архитектурными формами и художественным решением св. София манифестировала появление на мировой арене новой христианской Руси. Представляя собой архитектурный символ этого государства, её палладиум. София Киевская была для Руси-Украины тем чем были святилище Аполлона в Дельфах для давних греков. Иерусалимский храм для иудеев, храм Воскрешения Христова в Иерусалиме для христиан. И как главные сакральные строения старины собор св. Софии стал духовным, политическим и культурным центром Руси.

Здесь располагалась митрополия, при которой существовала самая древняя отечественная библиотека и скрипторий — мастерская, где переводились и переписывались книги. В соборе происходили церемонии посажение на великокняжеский престол, а князья целовали крест на держание верности договорам; здесь правили благодарственные молебны в честь важных событий. Под склепениями св. Софии раздавались голоса больших иерархов - митрополитов Иллариона и Петра Могилы, которые растраивали национальную церковь и государственность. Здесь трудилсь многочисленные поколения духовных пастырей народа. Перед алтарем собора молитвенно склоняли колена Ярослав Мурый, Владимир Мономах, Богдан Хмельницкий.

София Киевская была предметом гордости и особенной опеки Ивана Мазепы. Святая София знает слезы и радости тысячи сердец, ее стены вобрали в себя запахи венчальных свечей и кадят захоронений. Собор св. Софии, который сберег давнюю архитектуру и самый полный в мире комплекс мозаек и фресок ХI века, является достопримечательностью мирового значения, которая в1990 г. занесенная ЮНЕСКО в Список всемирного культурного наследства. Это уникальный по своей древности, оригинальности, полнотой и целостности монументальный ансамбль, что донес к нам концептуальные идеи эпохи расцвета Киевской Руси.

Десятилетиями собор рассматривали в первую очередь как достопримечательность материальной культури, как выдающийся археологический объект и художественный шедевр. Действительно, архитектура и живопись св. Софии - это уникальное явление в истории мировой культуры.. Совершенство форм, богатство красок — все это средства, с помощью которых достигалась высокая цель. Понять ее — означает установить живой контакт с нашими предками, понять их понимание Премудрости Божьей, которой посвящен храм. Под этим углом зрения на эту достопримечательность, с употреблением результатов многолетних исследований автора, и пойдет речь я о соборе св. Софии в Киеве.

Говорить о св. Софии - высокая честь и большая ответственность. Понять достопримечательность непросто. Невозможно подойти к ней только с лопатой, скальпелем и указкой, потому что нельзя "препарировать" духовность. Такая богатейшая и сложная достопримечательность, как София Киевская, — это целый мир со своими специфическими законами. Нужно услышать "голос" св. Софии, прочитать зашифрованную в ней уникальную информацию. Недопустимо игнорировать традиционные научные методы познования собора св. Софии. Его изучают уже почти два столетия, и посвящена ему богатейшая литература знает немало славных в науке имен.

Существование долгой научной традиции в изучении св. Софии благоприятсвовало формированию стойких представлений относительно основных проблем истории, архитектуры и живописи собора. Некоторые из них приобрели значения хрестоматийных. Это косается в первую очередь учреждение Софии Киевской Ярославом Мудрым в 1037 г. на месте победной битвы с печенегами как "достопримечательность славы руского оружия ", а также изображение именно Ярослава во главе своей семьи в центральной зале собора. Однако не все так просто, как кажется на первуй взгляд. Хотя наука о св. Софии вскоре отметит свой 200-летний юбилей, до сих пор еще не решено ее координальных проблем, узловой среди которых датирование достопримечательности. Круг письменных источников относительно названой проблемы давно определено, а традиционные методы исследования практически исчерпали возможность углубления процесса познания достопримечательности. Это активизирует поиск новых путей подходов как к изучению самого собора, так и к анализу данных письменности. Определенная вещь, найобъективнишим оригинальным источником является сам собор, его архитектура и живопись, обозначенные большим синтезом универсального и национального.

Рекоменудем посмотреть:

Борис Ровенских
В период работы главным режиссером Московского драматического театра им. А.С. Пушкина (1960–1970) Равенских поставил такие значительные для своего времени спектакли, как Романьола Л. Скуарцины (1963), Повесть о спасенной любви И. Голосовс ...

Романский стиль в истории государств
Художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в 10-12 вв. (в ряде мест и в 13 в.), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Термин "романски ...

Роль декоративно-прикладного искусства у школьников
Урок становится эффективной формой приобщения школьников к народному и профессиональному декоративному искусству, если на нем используются методы искусства, создается особая атмосфера общения, сотворчества. Методы художественной педагоги ...