София Киевская

Информация » София Киевская

У каждого народа есть свои национальные святыни, которые олицетворяют извечный неугасимый очаг его духовности. Для Украины — это в первую очередь святая София Киевская, которая воплотила в себе тысячелетнюю историю нашего государства, синтезировала религиозные, общественно-политические и эстетичные ощущение народа. Собор рожден временем христианизации Руси, что ознаменовала кульминационный этап в росте на огромных обширах Восточной Европы могучего славянского государственного образования.

В восточный христианском мире кафедральные Софийские храмы были атрибутом суверенной государственности, поэтому своим величественным образом, архитектурными формами и художественным решением св. София манифестировала появление на мировой арене новой христианской Руси. Представляя собой архитектурный символ этого государства, её палладиум. София Киевская была для Руси-Украины тем чем были святилище Аполлона в Дельфах для давних греков. Иерусалимский храм для иудеев, храм Воскрешения Христова в Иерусалиме для христиан. И как главные сакральные строения старины собор св. Софии стал духовным, политическим и культурным центром Руси.

Здесь располагалась митрополия, при которой существовала самая древняя отечественная библиотека и скрипторий — мастерская, где переводились и переписывались книги. В соборе происходили церемонии посажение на великокняжеский престол, а князья целовали крест на держание верности договорам; здесь правили благодарственные молебны в честь важных событий. Под склепениями св. Софии раздавались голоса больших иерархов - митрополитов Иллариона и Петра Могилы, которые растраивали национальную церковь и государственность. Здесь трудилсь многочисленные поколения духовных пастырей народа. Перед алтарем собора молитвенно склоняли колена Ярослав Мурый, Владимир Мономах, Богдан Хмельницкий.

София Киевская была предметом гордости и особенной опеки Ивана Мазепы. Святая София знает слезы и радости тысячи сердец, ее стены вобрали в себя запахи венчальных свечей и кадят захоронений. Собор св. Софии, который сберег давнюю архитектуру и самый полный в мире комплекс мозаек и фресок ХI века, является достопримечательностью мирового значения, которая в1990 г. занесенная ЮНЕСКО в Список всемирного культурного наследства. Это уникальный по своей древности, оригинальности, полнотой и целостности монументальный ансамбль, что донес к нам концептуальные идеи эпохи расцвета Киевской Руси.

Десятилетиями собор рассматривали в первую очередь как достопримечательность материальной культури, как выдающийся археологический объект и художественный шедевр. Действительно, архитектура и живопись св. Софии - это уникальное явление в истории мировой культуры.. Совершенство форм, богатство красок — все это средства, с помощью которых достигалась высокая цель. Понять ее — означает установить живой контакт с нашими предками, понять их понимание Премудрости Божьей, которой посвящен храм. Под этим углом зрения на эту достопримечательность, с употреблением результатов многолетних исследований автора, и пойдет речь я о соборе св. Софии в Киеве.

Говорить о св. Софии - высокая честь и большая ответственность. Понять достопримечательность непросто. Невозможно подойти к ней только с лопатой, скальпелем и указкой, потому что нельзя "препарировать" духовность. Такая богатейшая и сложная достопримечательность, как София Киевская, — это целый мир со своими специфическими законами. Нужно услышать "голос" св. Софии, прочитать зашифрованную в ней уникальную информацию. Недопустимо игнорировать традиционные научные методы познования собора св. Софии. Его изучают уже почти два столетия, и посвящена ему богатейшая литература знает немало славных в науке имен.

Существование долгой научной традиции в изучении св. Софии благоприятсвовало формированию стойких представлений относительно основных проблем истории, архитектуры и живописи собора. Некоторые из них приобрели значения хрестоматийных. Это косается в первую очередь учреждение Софии Киевской Ярославом Мудрым в 1037 г. на месте победной битвы с печенегами как "достопримечательность славы руского оружия ", а также изображение именно Ярослава во главе своей семьи в центральной зале собора. Однако не все так просто, как кажется на первуй взгляд. Хотя наука о св. Софии вскоре отметит свой 200-летний юбилей, до сих пор еще не решено ее координальных проблем, узловой среди которых датирование достопримечательности. Круг письменных источников относительно названой проблемы давно определено, а традиционные методы исследования практически исчерпали возможность углубления процесса познания достопримечательности. Это активизирует поиск новых путей подходов как к изучению самого собора, так и к анализу данных письменности. Определенная вещь, найобъективнишим оригинальным источником является сам собор, его архитектура и живопись, обозначенные большим синтезом универсального и национального.

Рекоменудем посмотреть:

Рождение и развитие современного искусства
Пережитые ужасы II мировой войны в корне изменили взгляды людей на жизнь, сокрушив старые убеждения и традиционные общественные устои. Эти перемены затронули многие аспекты жизни, но нигде не проявились так ярко и зримо, как в мире искусс ...

Сущность понятия «культура»
Понятия «культура» относится к одним из самых многозначных, имеющих разнообразные толкования. Впервые слово «культура» появилось в латинском языке и обозначало обработку земли, земледельческий труд. В последующем оно приобрело более общее ...

Экологисты
Так вот, далее возьмем экологистов. Опять же как было упомянуто выше, многим представителям молодежных субкультур присуще чувство тревоги за страну (ну, не то что за страну, за окружающую среду, за животных, за не совершенность мира и так ...