Развитие религии во время гражданских войн

«После трех пунических войн. Одержав победу над Карфагеном в 146 году, Древний Рим становится крупнейшим средиземноморской державой. К середине 2 в. оформились два антагонистических класса – рабы и рабовладельцы, вражда между которыми вылилась в крупные восстания рабов. Усиление их связывалось с ростом крупных землевладении, разорением крестьян вызвало революционные движения сельского плебса и первые вспышки гражданских войн. Они продолжались до победы Октавиана над Марком Антонием и создание империи» (Большой энциклопедический словарь, 266).

В государстве эпохи гражданских войн насилие, злоупотребление, где личность человека не могла чувствовать себя защищенной, широко распространились восточные культы, причем не только среди низов. Популярны были халдейская астрономия и спиритизм.

Расширялись владения Рима. Появлялись все новые храмы и святилища. Пришедшие в Рим боги уже не ощущали себя чужими, они стали римскими. Для объединения римских богов в Рим решили доставить Мать богов, в качестве которой с Малой Азии почитали Кибелу. Вместе с ней в Рим оказался ее возлюбленный умирающий и воскресающий бог растительности Аттис.

Жрецы совершали кровавый обряд, рядом с храмом целомудрия Весты. Понтифики – высший сан жрецов осуществляли контроль над священным очагом Рима, горевшим в храме Весты, и над ее жрицами – весталками.

Греческие олимпийские боги были окончательно приняты. Греческая философия также влияет на Рим: приобрели значение три философские школы. Обе догматические школы Эпикура и Зенона и скептическая школа Аркесилая и Корнеада. Эпикурейцы, стоики и новейшая академия. Последняя исходила из положения о невозможности положительного знания. Это подрывало сущность религии. Чужеземные философы губили религию как веру.

Стоики принципиально стояли за народную веру с ее богами и оракулами, потому что видели в религии инстинктивное познание, с которым наука должна считаться и которому она должна подчиняться. Стоики принимали судьбу, подчиняли телесную сферу духовной. Эпикурейцы же говорили о скоротечности жизни, и смысл жизни видели в получении умеренного удовольствия.

«В тесном родстве с этой новой государственной философией стояла новая государственная религия. Главная отличительная черта ее заключается в том, что она сознательно из внешних собраний целесообразности сохраняет заведомо иррационально догматы веры. Возникла новая церковь, с одной стороны, и неверующие прихожане с другой.

Римская олигархия пользовалась этим, при помощи благочестия им можно было сделать недействительным любое народное постановление. Чем откровение религия, тем решительнее политические партии, рассматривающие религию как ареновские бои.

Римляне разуверились не только в свои старые религии, но и в самих себя» (Моммзен, 122).

Рекоменудем посмотреть:

Культура и человек в контексте социально-экономического развития общества
Заметим, что основное в содержании культуры — не вещи, а человек, общество. Все ее виды — культура производства, культура управления, политическая культура, художественная культура, культура межличностных отношений, экологическая и тому п ...

Эстетическое воспитание школьников: теория и практика
Теория и практика эстетического воспитания служит своеобразной ретроспективной моделью, позволяющей увидеть как источник многих трудностей в современном воспитательном процессе, так и перспективы решения стоящих проблем. Многое из этого, ...

Логика знаков и символов
У значения есть как логический, так и психологический аспекты. В психологическом смысле любой предмет, обладающий значением, способен использоваться как знак или символ; то есть для кого-то он должен быть знаком или символом. В логическом ...