Историография Эпохи Возрождения

Ренесcанс » Историография Эпохи Возрождения

Французское слово Ренессанс стало употребляться для обозначения культурного направления, возникшего в конце 13 в., только в 19 в. Термин Ренессанс впервые был упомянут французским историком Юлием Мичелетом (1798-1874) в его труде (1855 г.) «История Франции». Исследователь считал Ренессанс скорее подъемом в науке, чем в искусстве и культуре. Он говорил о том, что период длился со времен Колумба до Коперника и Галлилея, то есть с конца 15 в. до середины 17 в. Более того, историк разграничивал, по его словам, вульгарное и ужасное, Средневековье и демократию, которую он как открытый республиканец видел в периоде Ренессанса. Будучи также французским националистом, он описывал Ренессанс как французское направление. Швецкий историк Якоб Бурдхардт (1818-1897) в своем труде «Культура Ренессанса в Италии» , наоборот, определял Эпоху Возрождения как период между Гете и Микеланджело, то есть с 14 по 18 вв., взявший свое начало в Италии. Он видел в Ренессансе проявление духа современного индивидуализма, зажатого в Средние века. Его книга получила широкое признание и значительно повлияла на формирование современной трактовки итальянской Эпохи Возрождения.

Позже историки стали намного реже определять Ренессанс как исторический период или даже культурное направление. По словам Рендольфа Штарна, Ренессанс можно назвать, и обычно его так и называли, скорее не периодом с определенным началом, содержанием и концом, а направлением практик и идей, по-разному воспринимаемых группами людей и отдельными личностями в разные времена и в различных местах. В таком случае это была некая сеть разнообразных, иногда близких, иногда расходящихся культур, а не единый, ограниченный во времени культурный период.

Множество споров вокруг Ренессанса было связано с тем, был ли он действительно улучшением культуры Средневековья. Как Мичелет, так и Буркхардт, приписывали Ренессансу прогресс, приблизивший культуру к современности. Буркхардт сравнивал этот прогресс с вуалью, снятую с глаз людей и позволившую им видеть по-настоящему. С другой стороны, многие современные историки указывают на то, что большинство негативных социальных факторов, обычно ассоциировавшихся со Средневековьем, - нищета, враждебность, религиозные и политические преследования, к примеру – по всей вероятности, обострились в этот период восхода Макиавелли, Религиозных Войн, коррупции Борджианских Пап и усиленных гонений на ведьм в 16 в. Многие, жившие в Эпоху Ренессанса, не считали ее Золотым Веком, как ее называют некоторые авторы 19 в., а были очень обеспокоены этими социальными явлениями. Тем не менее, художники, писатели и покровители искусства в этот период верили, что наступила новая эра, являющаяся явным прорывом из Средневековья. Некоторые историки-марксисты предпочитают описывать Ренессанс с материалистической точки зрения, придерживаясь мнения, что изменения в искусстве, литературе и философии были частью общей экономической тенденции развития от феодализма к капитализму, в результате чего у класса буржуазии появилось больше времени, которое они могли посвящать искусствам. В Средние века обе стороны человеческого мышления – та, что направлена вовнутрь так же, как и та, что наружу,- дремали или наполовину бодрствовали за вуалью. Эта вуаль создавала веру, иллюзию и инфантилизм мышления, окрашивавшие мир и историю в странные оттенки.

Рекоменудем посмотреть:

Проблема систематизации математики и естествознания в концепции Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи обогатил мировоззрение Возрождение идеей ценности науки: математики и естествознания. Рядом с эстетическими интересами — и выше их — он поставил научные. Его роль была в этом отношении вполне аналогична с ролью Макиавелл ...

Многонациональный советский театр, возникший в результате победы
Октябрьской революции, явился новой ступенью в истории русского театрального искусства. Развиваясь на основе метода социалистического реализма, советский театр наследует лучшие, передовые традиции дореволюционного реалистического искус ...

Коммуникативные качества речи
Понимание норм литературного языка не имеет пока желаемого и нужного единообразия. И это ка­сается не только вопроса о том, что такое норма, но и вопроса о том, все ли структурные уровни языка имеют норму, а если да, то чем эта норма спец ...