Историография Эпохи Возрождения

Ренесcанс » Историография Эпохи Возрождения

Французское слово Ренессанс стало употребляться для обозначения культурного направления, возникшего в конце 13 в., только в 19 в. Термин Ренессанс впервые был упомянут французским историком Юлием Мичелетом (1798-1874) в его труде (1855 г.) «История Франции». Исследователь считал Ренессанс скорее подъемом в науке, чем в искусстве и культуре. Он говорил о том, что период длился со времен Колумба до Коперника и Галлилея, то есть с конца 15 в. до середины 17 в. Более того, историк разграничивал, по его словам, вульгарное и ужасное, Средневековье и демократию, которую он как открытый республиканец видел в периоде Ренессанса. Будучи также французским националистом, он описывал Ренессанс как французское направление. Швецкий историк Якоб Бурдхардт (1818-1897) в своем труде «Культура Ренессанса в Италии» , наоборот, определял Эпоху Возрождения как период между Гете и Микеланджело, то есть с 14 по 18 вв., взявший свое начало в Италии. Он видел в Ренессансе проявление духа современного индивидуализма, зажатого в Средние века. Его книга получила широкое признание и значительно повлияла на формирование современной трактовки итальянской Эпохи Возрождения.

Позже историки стали намного реже определять Ренессанс как исторический период или даже культурное направление. По словам Рендольфа Штарна, Ренессанс можно назвать, и обычно его так и называли, скорее не периодом с определенным началом, содержанием и концом, а направлением практик и идей, по-разному воспринимаемых группами людей и отдельными личностями в разные времена и в различных местах. В таком случае это была некая сеть разнообразных, иногда близких, иногда расходящихся культур, а не единый, ограниченный во времени культурный период.

Множество споров вокруг Ренессанса было связано с тем, был ли он действительно улучшением культуры Средневековья. Как Мичелет, так и Буркхардт, приписывали Ренессансу прогресс, приблизивший культуру к современности. Буркхардт сравнивал этот прогресс с вуалью, снятую с глаз людей и позволившую им видеть по-настоящему. С другой стороны, многие современные историки указывают на то, что большинство негативных социальных факторов, обычно ассоциировавшихся со Средневековьем, - нищета, враждебность, религиозные и политические преследования, к примеру – по всей вероятности, обострились в этот период восхода Макиавелли, Религиозных Войн, коррупции Борджианских Пап и усиленных гонений на ведьм в 16 в. Многие, жившие в Эпоху Ренессанса, не считали ее Золотым Веком, как ее называют некоторые авторы 19 в., а были очень обеспокоены этими социальными явлениями. Тем не менее, художники, писатели и покровители искусства в этот период верили, что наступила новая эра, являющаяся явным прорывом из Средневековья. Некоторые историки-марксисты предпочитают описывать Ренессанс с материалистической точки зрения, придерживаясь мнения, что изменения в искусстве, литературе и философии были частью общей экономической тенденции развития от феодализма к капитализму, в результате чего у класса буржуазии появилось больше времени, которое они могли посвящать искусствам. В Средние века обе стороны человеческого мышления – та, что направлена вовнутрь так же, как и та, что наружу,- дремали или наполовину бодрствовали за вуалью. Эта вуаль создавала веру, иллюзию и инфантилизм мышления, окрашивавшие мир и историю в странные оттенки.

Рекоменудем посмотреть:

Символ
Слово «символ» (от греческого «знак, опознавательная примета») – это знак, то есть любой предмет, явление, словесный или пластический образ, которые имеют какой-то смысл, отличный от их собственного содержания. В символе этим «другим», зн ...

О соединяющей роли России
Помимо трех вышеперечисленных историософских концепций существует и четвертая, которая, вероятно, и должна быть признана наилучшим решением проблемы. Эта четвертая концепция не сформировала своей школы, своего течения в русской мысли, и е ...

Сад камней храма Рёан-дзи
Самый значительный сад дзэн в Японии — сад камней храма Рёан-дзи. Реан-дзи — буддийский храм в Киото, принадлежащий секте Риндзай. Был построен в 1450 г. Стал прибежищем монахов, исповедовавших дзэн-буддизм. Среди его покровителей были То ...