Культура города и её составляющие

Страница 1

Своеобразная городская культура складывается в Западной Европе со второй половины XI столетия, XII век и первая половина XII в. стали в её развитии важнейшим этапом. В этот период идёт развитие различных направлений средневековой культуры это: развитие музыки, литературы, театра, городской и народной культур.

При всём разнообразии и пестроте городских образований в средневековой Европе, возникающая в них культура отмечена определённым типологическим единством. Корни этого единства – в общности городского уклада, в котором производственные функции выходят на первое место. Приток крестьян из крепостных деревень в город, где люди получали свободу и овладевали городскими ремёслами, существенным образом влиял на лицо средневекового города. Все эти разнородные элементы были носителями разных культурных традиций, которые не только взаимодействовали, но и постоянно сталкивались, ведя порой упорную борьбу, часто в рамках одного, отдельно взятого произведения. Городская культура обладала значительно большей подвижностью, чем культура феодальная. Этим объясняется и развитие в городской литературе всевозможных жанров и форм. По сравнению со словесным искусством горожан разнообразные жанры куртуазной литературы отличались большим стилистическим и идеологическим единством.

Развитие городской литературы свидетельствует о новом явлении - городской культуры, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации. В этот период городская культура была представлена творчеством жонглеров, которые выступали на городских площадках как актёры, певцы, музыканты. Жонглёры выступали на ярмарках и пользовались большой популярностью в народе. Мастера каменного дела- строители готических соборов, возводили свои готические сооружения, путешествуя из страны в страну. Театральные братства разыгрывали свои спектакли в разных городах, слагатели фаблио примыкали к паломникам или к вагантам и вместе слагали сюжеты.

Даже инсценировка на латинском языке библейских сюжетов, которые разыгрывались в помещении церкви, по мере развития городов становилась всё более светской. С середины XII века театральные действия разыгрываются уже не на латинском, а на родном языке той страны, в котором ставилось представление. Пьесы насыщаются сюжетами из обыденной и городской жизни. В драматическом жанре главным было изображение борьбы доброго и злого начала за душу человека. В ней участвовали персонажи, олицетворяющие человеческие чувства и качества – любовь, благоразумие, смирение, терпение, скупость, раскаяние.

В XII-XIII веках под влиянием школьного и университетского образования в Западной Европе идет развитие латинской литературы на церковные и светские сюжеты: стихотворения с описанием природы и обличительные произведения.

Важным фактором развития городской культуры был фольклор, прежде всего деревенский, так как деревенское население постепенно прибывало в города и воздействовало на культуру «по – своему». В городе воздействие фольклора было иным, из него в городскую культуру широко проникли социальные и бунтарские мотивы, таящиеся в обществе. Такие устремления народа нашли отражение в литературных памятниках, где фигура крестьянина приобретает внушительные размеры, несопоставимые даже с образами рыцарских романов.

Городские истоки культуры лежат в основе постепенно складывающейся в городах площадной карнавальной культуры, сатирической по своей направленности и плебейской по – своему внутреннему содержанию, отмеченной кощунством, смелыми пародиями и вывертыванием наизнанку всех привычных норм и правил. Это временное торжество отражает средневековое миросозерцание людей, которое не запрещалось властями. Карнавал неизбежно наполняется элементами социального обличия, который влияет на некоторые формы театра. Сатиричность - определяющая черта культуры города, которая сказалась на горожанах своей веселостью и скептицизмом. Сатирические устремления сочетались с нравоучением и моралью. Осмеяние пороков и предрассудков общества или отдельных представителей общества часто делалось не только в развлекательных и сатирических целях, но и в целях дидактики. Поэтому культура города очень рано выработала ряд специфических нравоучительных жанров, а также наполнила дидактикой и весёлостью первые памятники драматургии.

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

В. Баженов
Величайший из мастеров русского классицизма – Василий Иванович Баженов (1737/ 38–1799). Хотя основные его замыслы не были осуществлены, а многие постройки до сих пор неизвестны, влияние этого зодчего на развитие архитектурной теории и пра ...

Города Испании: исторический аспект
Испанский король Карл V, одновременно римский император, мечтает о всеевропейской империи. Лиссабон, Севилья – величайшие порты и города Европы. Севилья в первой половине XVI в. обгоняет по торговому обороту все крупнейшие европейские по ...

Дали после смерти Гала
Смерть, приходи! Но приходи незаметно, так, чтобы я не расслышал твоих шагов, а то удовольствие от сознания предстоящего ухода в другой мир придаст мне силы пожить еще. Сальвадор Дали. Гала скончалась 10 июня 1982 года. Алексей Медведен ...