Детские годы актера

Первые строки мемуаров Щепкина написал Пушкин: “Я родился в Курской губернии, Обоянского уезда, в селе Красном, что на реке Пенке" Далее Пушкин передал перо Щепкину, тот продолжил, “в 1788 году ноября 6 числа. Отец мой, Семен Григорьевич, был крепостной человек графа Волькенштейна Мать моя, Марья Тимофеевна, была также из крепостных, пришедшая в приданое за графиней Крестный отец мой был пьяный лакей, а (крестная) мать-повариха. Я рос, быв утешением и родителей и господ "

Телесные наказания - розги занимали в жизни крепостного мальчика важную роль.

По настоянию матери, которой жаль было, что ее ребенка в школе жестоко наказывает учитель, Щепкина отвезли учиться к священнику - отцу Дмитрию Из всего этого времени мальчик только и помнил, что на другой день его и там нещадно выпороли розгами. Когда пришло время везти Щепкина в Белгород, не понимая, почему мать плачет, он спросил: “Разве в Белгороде меня всякий день будут сечь? ” Как видно для него ничего ужаснее не было. На что мать сквозь слезы говорила: “Ох, дитятко, может быть и это будет!" На другой день они благополучно прибыли в резиденцию своего помещика Отец сказал, что завтра они едут в Белгород, а сегодня вечером будут смотреть оперу. “Новое семейство”, которую будут играть музыканты и певчие графа. Волькенштейн имел хороший оркестр музыкантов и хор певчих. Граф основал домашний театр для забавы детей и дворовых взрослых. Он рассуждал, что этим доставит “детям забаву, музыкантам занятие, а дворовым людям, которых, разумеется, было очень много, случай провести время полезнее, нежели за картами или в питейном доме ."

Вскоре Щепкин стал учеником городского училища Суджи. Там же, в училище, ему пришлось выступить на сцене любительского театра. Ставили комедию “Вздорщица". “Женские роли, - пишет артист, - назначены были учащимся девицам, но почтенные родители, сановники и супруги восстали против этого - “Как дескать, можно, чтобы наша дочь была комедианткой ” Старуху и служанку играли мальчики, а любовницу сестра моя, ее можно было заставить играть” Когда учитель пригласил на спектакль городничего, тот спросил - не будет ли в этом представлении чего-нибудь неприличного? Учитель уверил, что, за исключением барыни, которая бьет свою крепостную девку башмаком, нет ничего такого - “Ну, в этом нет еще ничего предосудительного! ” - сказал городничий”.

Спектакль прошел удачно. Городничий перецеловал всех участников, Щепкину же, отличая от других по его принадлежности к людям крепостного состояния, снисходительно разрешил поцеловать руку, прибавив: “Ай да Щепкин! Молодец! Бойчее всех говорил; хорошо, братец, очень хорошо! Добрый слуга будешь барину! ”

Многие родители были возмущены спектаклем, они осуждали отцов, которые разрешили своим детям появиться на сцене - “Как можно, говорили они, - детей благородных занимать такими мерзостями, и что как те отцы одурели, что позволили детей своих сделать скоморохами, дело другое дети Щепкина - ну, их и род уж такой! Из них все, что хочешь делай".

Щепкин был в восторге оттого, что принял участие в театральной постановке. Однако отец, Семен Григорьевич, осудил манеру их игры, он бывал в столичных театрах и видел, как играют профессионалы. “Дураки вы, дураки! резюмировал он. - За такую игру и вас всех и учителя выдрать бы розгами".

Очень рано у Щепкина развилась страсть к чтению. Случайно он познакомился с поэтом И.Ф. Богдановичем, тот начал давать для прочтения книги: “Хорошо, душенька, учись, учись! сказал Богданович. - Это и в крепостном состоянии пригодится”.

В семье своего соученика Щепкин повстречался с содержателями коммерческого театра - отцом и двумя сыновьями Городенскими. Один из сыновей был вольным, другой оставался крепостным Щепкин отметил, что со всеми Городенскими обходились не так, как с крепостными, да и сами они вели себя иначе. Молодой Щепкин все это приписал не чему иному, как именно тому, что они актеры. Стать актером стало главной целью крепостного мальчика.

Рекоменудем посмотреть:

Техника живописи в искусстве Леонардо да Винчи
Все известные нам картины Леонардо были написаны на дереве, включая и первый вариант «Мадонны в скалах», переведенный на холст лишь в конце XVIII века. Тем не менее, сам художник рассматривает «способ накладывать краски на полотно» («Трак ...

Отношение русских иконографов к колористике
Феофан оставался верным традициям византийского колоризма. С особенным совершенством он владел басовыми тонами красочной палитры. В его иконах Благовещенского собора преобладают густые, плотные, насыщенные низкие тона. Павел в малиново-к ...

Сравните по 4 этническим классификациям коряков и нанайцев
Классификация (или типологизация) этнических общностей - одна из наиболее важных в методологическом отношении проблем этнографической науки, основным объектом изучения которой именно эти общности являются. Установление соотношения между м ...