Начало творческого пути

Щепкин словно выпил глоток волшебного напитка, он уже никогда не мог забыть сцены. Четырнадцати лет он сыграл на домашней сцене графа Волькенштейна роль актера в комедии “Опыт искусства”, роль Степана-сбитеньщика в опере “Сбитеньщик", Фирюлина в “Несчастьи от кареты”, инфанта в “Редкой вещи".

Судьба оказалась благосклонной к молодому актеру, в Курске ему посчастливилось встретиться с актрисой Пелагеей Гавриловной Лыковой. Та привезла графу Волькенштейну билет на свой бенефис. Граф распорядился, чтобы Щепкин провел актрису в чайную комнату, где ее напоят кофеем “В то время, - пишет Щепкин, - не было в провинции в обычае сажать и угощать актрис в гостиной". Из разговора выяснилось, что напарник Лыковой, актер Арепьев, не может выступить на сцене, он пропил свою одежду и ему не в чем выйти из трактира. Лыкова была в отчаянии, ее бенефис мог сорваться. Щепкин вызвался выступить вместо Арепьева. Он знал роль слуги Андрея-почтаря в драме Мерсье “Зоя". Лыкова убедилась, что крепостной юноша действительно может заменить загулявшего напарника, в восторге поцеловала она своего спасителя. Пелагея Гавриловна словно благословила этим Щепкина на великий подвиг во славу русского театра - спектакль “Зоя” стал началом серьезной сценической деятельности Щепкина.

В 1810 г в доме князя Голицына в Юнаковке Щепкин присутствовал на любительском спектакле. Ставили комедию Сумарокова “Приданое обманом" Роль Солидора должен был играть князь Прокофий Васильевич Мещерский. Как актер-любитель Мещерский выступал на сценах придворного театра, а также театра фаворита Екатерины II Семена Гавриловича Зорича.

Щепкин слышал об игре Мещерского, ждал его появления с нетерпением. С первого выхода Мещерский приковал к себе внимание. “Нет! это не князь, а Солидор скупой! - восхитился Щепкин. - Как страшно изменилась вся фигура князя: исчезло благородное выражение его лица, и скупость скареда резко выразилась на нем" Князь ничем не походил на заправского актера: не выкрикивал слов, не завывал, не махал руками, но спокойно, с необычайной правдивостью раскрыл характер и психологию скупого. В сцене, где Солидор узнает, что у него обманом выманили завещание, Щепкин испугался за князя, он думал, что тот на самом деле умрет. Солидору невозможно было жить, потеряв деньги, которые он любил больше самой жизни. Мещерский передал это состояние со всей глубиною таланта. Постепенно Щепкин убедился, что говорить на сцене нужно просто, на сцене нужно жить, а не играть: это и есть настоящее искусство.

Рекоменудем посмотреть:

Борис Ровенских
В период работы главным режиссером Московского драматического театра им. А.С. Пушкина (1960–1970) Равенских поставил такие значительные для своего времени спектакли, как Романьола Л. Скуарцины (1963), Повесть о спасенной любви И. Голосовс ...

Историко-философские традиции в анализе культуры
В XIX в. проблемы культуры, ее развития, культурных традиций приобрели особое значение в связи с острыми политическими и социально-экономическими проблемами народов Западной Европы, претендующей в те времена на первенство в мире. Примерно ...

Монументальная скульптура
Скульптура: - рассчитанная на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение; - адресуемая массовому зрителю; - призванная конкретизировать архитектурный образ и дополнить выразительность архитектурных форм новыми оттенк ...