В X в. в архитектуре и искусстве впервые возник единый европейский стиль – романский. Термин «романское искусство» возник в XIX в. Ученые считали, что в период X-XII вв. архитектура находилась под сильным влиянием римского зодчества (romanus – римский). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство изменился, но название «романское искусство» осталось. Главными типами архитектурных сооружений в романскую эпоху были
Крак-де-Шевалье (Замок рыцарей) Сирия. 1131 г.
феодальный замок, монастырский ансамбль и храм. Романскую замковую архитектуру пронизывал дух воинственности и постоянной потребности самозащиты. Феодальные замки имели могучие каменные стены с зубцами и круговыми ходами наверху и были укреплены трехэтажными башнями и окружены глубоким рвом; огромные ворота были соединены с подъемным, на цепях, мостом. В конце XII в. на крепостных стенах появились башни с бойницами и галереи с люками в полу для того, чтобы бросать камни или лить кипящую смолу на нападающих. Замковый ансамбль включал в себя также высокую прямоугольную или круглую башню – донжон, под которой располагались подземелья, многочисленные кладовые и помещения для слуг и охраны. Замки и донжоны возводились на высоком холме или откосе у реки, иногда на искусственном возвышении. Крепости выгодно использовали рельеф местности и подчиняли ему планировку замка. Основой храмового романского зодчества был тип старой римской базилики. Но узкое пространство базилики было плохо приспособлено к возросшему потоку паломников, поэтому романские храмы строятся большими по размерам и высоте центрального нефа. В перекрытиях здания дерево постепенно сменяется прочным камнем.
|
Замок Алькасар.IX в. Сеговия. Испания
Средневековые строители романских храмов использовали сводчатые конструкции и, учитывая то, что свод давит на опоры не только вниз, но и дает так называемый распор, т. е. как бы раздвигает опоры, делали столбы и стены очень толстыми и массивными, а проемы – редкими и узкими. Цилиндрические (имеющие форму полуцилиндра) и крестовые (два полуцилиндра, скрещивающиеся под прямым углом) своды, Обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент – характерные черты романской церкви.
|
Романская церковь.
Ведущая роль в культурной жизни Европы долгое время принадлежала Франции. Именно здесь находится наибольшее количество архитектурных памятников романского стиля. Одним из самых величественных романских храмов находится в Бургундии. Там в XI в. был построен комплекс Клюнийского аббатства с огромной, самой большой в Европе тех времен церковью (длина – 127 м, ширина – 40 м). Монастырь в Клюни в то время называли «вторым Римом». Бургундские архитекторы разработали конструктивные новшества, позволяющие уменьшить объем стен, увеличить вместимость соборов, достигнуть большой высоты сводов. Для архитектуры центральной Франции характерны мощь, простота и монументальность. В массивных церквах с толстыми стенами скульптурные украшения использовались скупо. На искусство Прованса (Южная Франция) сильно повлияло римское и византийское зодчество. Античные орнаменты, колонны с античными капителями – отличительные особенности храмов Прованса. Своеобразная архитектурная школа сложилась в Нормандии. Внешний облик церквей Нормандии отличает наличие больших башен, расположенных по сторонам фасадов и в центре здания. В XI-XII вв. в Германии началось строительство крупных соборов в городах на Рейне – в Вормсе, Шпейере, Майнце. Соборы отличает грандиозность и монолитность, целостность и сплоченность архитектурных объемов.
Рекоменудем посмотреть:
Барокко
Барокко (итал. barocco — «странный», «причудливый»; порт) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Франция. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренци ...
Эпоха немого кино
Первые короткометражные фильмы (15—20 метров, примерно 1,5 минуты демонстрации) были по большей части документальные, однако уже в комедийной инсценировке братьев Люмьер «Политый поливальщик» отражаются тенденции зарождения игрового кино. ...
Путь Запада – путь Фауста
Н.А. Бердяев (и не только он) сравнивал путь духовной эволюции Запада с путем Фауста:
«Судьба Фауста - судьба европейской культуры. Душа Фауста — душа Западной Европы. Душа эта была полна бурных, бесконечных стремлений. В ней была исключ ...
Навигация