Романский стиль

Страница 1

В 11 в. в Европе начинается экономический подъем, с которым совпали два столетия романской архитектуры. Тогда еще не существовало национальных государств в сегодняшнем понимании этого понятия, однако феодальная раздробленность и развал системы римских дорог способствовали самостоятельному развитию территорий.

Романская архитектура сложилась в результате совмещения исконных местных и византийских форм. Она являлась самым ранним этаном развития западноевропейской архитектуры. Определились новые типы сооружений - феодальный замок, городские укрепления, большие городские церкви, соборы. Возник и новый тип городского жилого дома.

Романский стиль совершенно отверг пропорциональные каноны и формы античной архитектуры, свойственный ей арсенал орнаментально-декоративных средств. То немногое, что сохранилось от архитектурных деталей античного происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено.

Основным строительным материалом романского зодчества был камень. Сложнейшим процессом была выработка рациональной и соответствующей ритмике плановых решений массивной каменной конструкции культовых сооружений. Эволюционировала система сводов и поддерживающих их каменных опор. Процесс протекал неодинаково в различных архитектурных школах Франции, Германии, Италии и других стран.

Несмотря на наличие ряда общих черт, и конструктивного сходства, принято различать романский стиль Бургундии и Испании, Прованса и Оверни, Сицилии и Ломбардии.

В Бургундии, на родине Клюнийского ордена, где возникло романское искусство, применяли самые разные конструкции свода. Собор аббатства Клюни имел цилиндрический свод в центральном нефе и крестовые в боковых, а в церкви Сен Филибер в Турню главный неф был перекрыт поперечными цилиндрическими сводами, разделенными арками. В Везле же пространство храма перекрыто крестовыми сводами. Порталы бургундских церквей были богато украшены скульптурой, а колонны увенчаны сложными резными капителями.

Севернее Тулузы, в Аквитании, сложился собственный тип церкви. В Сен Фрон в Перигё был взят за основу план собора Сан Марко в Венеции в форме греческого креста, с пятью куполами.

По своей конструктивной схеме соборы Оверни похожи на те, что строили в Провансе, но их трансепт и средокрестие иногда повышены. Над средокрестием – двухъярусная башня, увенчанная пирамидальной кровлей.

Романский стиль юго-восточной Франции получил воплощение в архитектуре церкви Сен Трофим в Арле. Зодчие остановили свой выбор на простейшем цилиндрическом своде для главного нефа и полуцилиндрических сводах для боковых. Осветить здание с помощью верхних окон невозможно, поэтому в церкви так же темно, как в Сант Амброджо. Прованс принадлежал к числу наиболее процветающих римских провинций, и там сохранилось множество античных построек, в том числе знаменитый Мезон Карре в Ниме. Отсюда – классический характер деталей портала церкви Сен Трофим. Каннелированные коринфские пилястры, греческий мотив зубчатого орнамента и сенаторская осанка скульптурных фигур несомненно связаны с античным прошлым этих мест.

Норманны использовали в своих сооружениях достижения романской архитектурной школы Ломбардии (примером может служить собор Сент Этьен в Кане). В Нормандии был создан шестичастный крестовый свод. Романские церкви Нормандии обычно имеют план в форме латинского креста, двухбашенный западный фасад и стропильное перекрытие центрального нефа, который часто значительно превосходит по ширине боковые; интерьер образован тремя ярусами горизонтальных членений (колоннада нефа, галереи и клерестория).

Романская эпоха – время расцвета монастырей и монастырских орденов. Четыре дороги вели к церкви Сант Яго да Компостела, расположенной на северо-востоке Испании, где хранились мощи апостола Иакова. На каждой из них в романскую эпоху возникли большие паломнические базилики. В основе плана собора в Компостеле лежит латинский крест. Это трехнефная церковь с трехнефным трансептом и большой восточной частью с девятью капеллами. Над боковыми нефами – хоры. Таким образом был организован круговой обход в нижнем и верхнем ярусах и возможность доступа к капеллам, в каждой из которых был устроен собственный алтарь и хранились священные реликвии.

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Отличия от итальянского Возрождения
Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко. Основные отличия: большее ...

Монументально-декоративная скульптура
Познакомимся теперь с монументально-декоративной скульптурой. Ее можно встретить буквально на каждом шагу. Она тесно связана с архитектурой, а говоря шире - вообще с окружением и включает все виды скульптурного убранства зданий, как изнут ...

Анализ моделей-аналогов
С целью качественной разработки эскизного модельного ряда необходима экспертная оценка признанных дизайнеров моды. Такими работами определены модели, выполненные в эстетике XVI века, модели аналоги скомплектованы в разделе приложения. Для ...