Романский стиль

Страница 1

В 11 в. в Европе начинается экономический подъем, с которым совпали два столетия романской архитектуры. Тогда еще не существовало национальных государств в сегодняшнем понимании этого понятия, однако феодальная раздробленность и развал системы римских дорог способствовали самостоятельному развитию территорий.

Романская архитектура сложилась в результате совмещения исконных местных и византийских форм. Она являлась самым ранним этаном развития западноевропейской архитектуры. Определились новые типы сооружений - феодальный замок, городские укрепления, большие городские церкви, соборы. Возник и новый тип городского жилого дома.

Романский стиль совершенно отверг пропорциональные каноны и формы античной архитектуры, свойственный ей арсенал орнаментально-декоративных средств. То немногое, что сохранилось от архитектурных деталей античного происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено.

Основным строительным материалом романского зодчества был камень. Сложнейшим процессом была выработка рациональной и соответствующей ритмике плановых решений массивной каменной конструкции культовых сооружений. Эволюционировала система сводов и поддерживающих их каменных опор. Процесс протекал неодинаково в различных архитектурных школах Франции, Германии, Италии и других стран.

Несмотря на наличие ряда общих черт, и конструктивного сходства, принято различать романский стиль Бургундии и Испании, Прованса и Оверни, Сицилии и Ломбардии.

В Бургундии, на родине Клюнийского ордена, где возникло романское искусство, применяли самые разные конструкции свода. Собор аббатства Клюни имел цилиндрический свод в центральном нефе и крестовые в боковых, а в церкви Сен Филибер в Турню главный неф был перекрыт поперечными цилиндрическими сводами, разделенными арками. В Везле же пространство храма перекрыто крестовыми сводами. Порталы бургундских церквей были богато украшены скульптурой, а колонны увенчаны сложными резными капителями.

Севернее Тулузы, в Аквитании, сложился собственный тип церкви. В Сен Фрон в Перигё был взят за основу план собора Сан Марко в Венеции в форме греческого креста, с пятью куполами.

По своей конструктивной схеме соборы Оверни похожи на те, что строили в Провансе, но их трансепт и средокрестие иногда повышены. Над средокрестием – двухъярусная башня, увенчанная пирамидальной кровлей.

Романский стиль юго-восточной Франции получил воплощение в архитектуре церкви Сен Трофим в Арле. Зодчие остановили свой выбор на простейшем цилиндрическом своде для главного нефа и полуцилиндрических сводах для боковых. Осветить здание с помощью верхних окон невозможно, поэтому в церкви так же темно, как в Сант Амброджо. Прованс принадлежал к числу наиболее процветающих римских провинций, и там сохранилось множество античных построек, в том числе знаменитый Мезон Карре в Ниме. Отсюда – классический характер деталей портала церкви Сен Трофим. Каннелированные коринфские пилястры, греческий мотив зубчатого орнамента и сенаторская осанка скульптурных фигур несомненно связаны с античным прошлым этих мест.

Норманны использовали в своих сооружениях достижения романской архитектурной школы Ломбардии (примером может служить собор Сент Этьен в Кане). В Нормандии был создан шестичастный крестовый свод. Романские церкви Нормандии обычно имеют план в форме латинского креста, двухбашенный западный фасад и стропильное перекрытие центрального нефа, который часто значительно превосходит по ширине боковые; интерьер образован тремя ярусами горизонтальных членений (колоннада нефа, галереи и клерестория).

Романская эпоха – время расцвета монастырей и монастырских орденов. Четыре дороги вели к церкви Сант Яго да Компостела, расположенной на северо-востоке Испании, где хранились мощи апостола Иакова. На каждой из них в романскую эпоху возникли большие паломнические базилики. В основе плана собора в Компостеле лежит латинский крест. Это трехнефная церковь с трехнефным трансептом и большой восточной частью с девятью капеллами. Над боковыми нефами – хоры. Таким образом был организован круговой обход в нижнем и верхнем ярусах и возможность доступа к капеллам, в каждой из которых был устроен собственный алтарь и хранились священные реликвии.

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Кризис Запада есть кризис западного христианства. Фактор рационализма
Большинство русских мыслителей связывали кризис Запада с кризисом христианства в Европе. В.Зеньковский писал: «…кризис западной культуры, по моему мнению, потому так глубок и трагичен, что это есть кризис западного христианства». Мнение ...

Структурно - функциональный анализ
В 30 годах XX века в рамках культурной антропологии сформировалось новое направление - структурно - функциональный анализ. Его представители - Б. Малиновский (1884 - 1942), М. Мид (1901 - 1971), Р. Бенедикт. В начале XX века расширяется в ...

Графическая разработка моделей коллекции в режиме ассоциаций
Коллекция выполнена в технике художественной графики. При разработке вариантов силуэтного решения выбор был сделан в пользу таких геометрических фигур как трапеция и прямоугольник. Они наиболее точно отображают пластику костюма и передаю ...