Русская культура XIX века

Информация » Русская культура XIX века

Страница 5

Культурология рассматривается сегодня как интегративной научная область знания, рожденная потребностями современной эпохи на стыке культурфилософии, культурпсихологии, культурной и социальной антропологии, этнологии, теологии культуры, этнологии, истории культуры.

Базисом культурологического знания выступают отдельные науки о культуре, в рамках которых формируется первоначальный аналитический синтез разнообразных фактов и феноменов культуры. Культурология, выступает в качестве интегративной методологической основы, объединяющей всё многообразие аспектов изучения культуры в целостную систему.

Культурология опирается на единство теоретического и исторического аспектов познания форм культурной жизни и изучает культурные объекты и процессы.

Основные задачи культурологического исследования:

Анализ культуры как системы культурных феноменов.

Исследование ментального (мироощущение, совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы, сформированных на глубоком психологическом уровне сознания) содержание культуры.

Выявление типов связей между элементами культуры.

Исследование типологии культуры и культурных единиц.

Разрешение проблем социокультурной динамики.

Исследование культурных кодов и коммуникаций.

Культурологическое знание представляет собой целостный взгляд на бытие человека, т.е. каждый элемент имеет своё значение, функцию и содержание по отношению к целому. Раскрывая общие основы разнообразных фактов культуры, порядок их системообразования и взаимодействия как формы существования культурологическое знание, определяет ориентиры и способы поведения в различных ситуациях в социокультурной практике.

Этимология термина «культура» восходит к античности и имеет латинское происхождение – cultura, что значит «возделывание», «обработка», «уход». Соответственно «культура» – это обработка земли, разведение растений и животных и т.п., а cultor – это возделыватель, землепашец, скотовод, т.е. поселянин и земледелец.

Однако данный термин уже в римской античности имел и другое значение, переносное – воспитанность, просвещенность. Понятие культуры отождествлялось с понятием «пайдейя», т.е. «образованность». Пайдейя (pais – ребенок), по определению Платона, означает руководство к изменению человека, всего его существа. Отсюда термин cultor имеет еще одно значение – воспитатель, наставник. Трансформация данного термина в римской античности свидетельствует о его наполнении общечеловеческом содержании.

Слово «культура» было метафорически соотнесено с разумностью. Римский оратор, политик и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.), говоря о возделывании, имел в виду не землю, а духовность. Он говорил о необходимости культуры души, считая таковой философию. В работе «Тускуланские беседы» (Тускулан пригород Рима) Цицерон не только описал ряд явлений, но и попытался понять, в чем суть культуры, что отличает теорию от обыденных представлений. Именно в его работе намечается путь к классическому пониманию культуры, которое окончательно сложилось в классической философии XVIII-XIX вв.

Слово «культура» имело и другой перевод – почитание, поклонение божеству. Поэтому латинские слова «культура» и «культ» являются однокоренными.

Кроме слова «культ» к понятию культура близок и термин «оккультизм» (лат. occultis – тайный, сокровенный).

В древнем Китае термин «культура» (вэнь) – культурность, цивилизованность, письменность, гражданственность и др. – является одним из центральных. В учении Конфуция (551-479 до н.э.) обосновывалась сущностная роль языка в познании и принятии правильных решений.

Понятие «культура» в переносном значении (и производное от него понятие «культ») аналогично понятию «хозяйство» изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура разума, культ богов или культ предков. Такие сочетания существовали в течение многих столетий, пока в латинских странах не стал входить в употребление термин «цивилизация» (лат. civilis – гражданский, государственный). Он охватывал совокупность социального наследия в области техники, науки. Искусства и политических учреждений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекоменудем посмотреть:

Эволюционизм и диффузионизм в культурологии
В XIX в. в общественной мысли оформляется новая концепция развития человеческого общества - социальный эволюционизм, опирающийся на понятие эволюция, которое означает представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, по ...

Формирование светской культуры
Хотя средневековая культура обладала идейной, духовной и художественной целостностью, доминирование христианства не делало ее совершенно однородной. Одной из ее существенных черт являлось возникновение в ней светской культуры, отразившей ...

Значение и место системы К.С. Станиславского в свете проблемы развития театральных систем
Для начала наших рассуждений на эту тему, мы хотим обратить внимание на один, как нам кажется, интересный момент: критика «системы». Дело в том, что оспаривали наиболее яркие представители и «Священного» и «Грубого» театров. И хотя это не ...