Михаил Козловский

Родился в Петербурге в семье военного музыканта, который служил в унтер-офицерских чинах в Балтийском галерном флоте.

В 1764-1773 гг. учился в Академии художеств. Пенсионер Академии художеств в Риме (1774-1779) и Париже (1779-1780).

Годы его учения совпали с периодом становления и постепенного созревания классицизма в европейской скульптуре,архитектуре, живописи.

С весны 1800 г. в Петергофе начались работы по обновлению скульптуры Большого каскада, которые завершились лишь к лету 1806 г. К делу были привлечены лучшие русские мастера: Шубин, Щедрин, Прокофьев и др. Роль Козловского была особенно значительна: созданная им группа «Самсон, раздирающий пасть льва» занимает центральное место в идейном замысле Большого каскада. Это последнее и, может быть, наиболее совершенное произведение скульптора.

Создавая скульптурную группу, Козловский воспользовался старинной аллегорией, возникшей еще в петровское время.

Библейский Самсон, разрывающий пасть льва, отождествлялся со святым Сампсонием, которого в XVIII в. считали покровителем России. В день празднования памяти этого святого, 27 июня 1709 г., была одержана победа над шведами под Полтавой. В искусстве петровской эпохи Самсон олицетворял победоносную Россию, а лев (государственный герб Швеции) – побежденного Карла XII.

Воплотив эти символы и сохранив основы прежней композиции, Козловский, по существу исполнил свое оригинальное произведение. В отличие от Б.-К.Растрелли, он изобразил Самсона без плаща, совершенно обнаженным, что дало ему возможность создать классически выразительный силуэт статуи.

Исследователи справедливо указывали на близость «Самсона» к образам искусства Микеланджело. Но в идейно-образном содержании группы можно заметить отдаленные отзвуки иной традиции. Единоборство человека со зверем является одним из излюбленных сюжетных мотивов национального русского фольклора. В произведении Козловского выступают внутренние связи с русским народным искусством. Недаром в облике Самсона – особенно в лице – подчеркнут национальный русский и притом простонародный тип.

Козловский был последним великим русским художником XVIII в. 18 сентября 1802 г. он внезапно умер в расцвете сил и таланта. Поток его творчества не иссяк, а внезапно оборвался, едва достигнув высшей точки развития.

Рекоменудем посмотреть:

Генезис предпосылок русского модерна
Работы модернистов заметно отличаются от произведений искусства, ранее созданных человечеством: содержание и смысл творений художников-модернистов, как правило, непонятны зрителям, модернистское искусство малокоммуникативно. Искусство мо ...

Значение перехода от язычества к христианству в культуре Киевской Руси
Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изм ...

Структура культуры
Как отмечалось в предыдущем параграфе, культура служит средством удовлетворения тех или иных человеческих потребностей. Потребность — это недостаток, нужда в чем-либо необходи­мом. Но лучше сказать, что потребность — это сама необходи­мо ...