Иван Прокофьев

Сын «закройного мастера по конюшенной части», родился в Петербурге.

В 1771 г. из воспитательного училища при Академии художеств перешел в скульптурный класс, руководимый Н.Ф.Жилле. Подобно другим одаренным ученикам этого педагога, Прокофьев быстро овладел художественными знаниями и был удостоен различных академических наград. В 1776 г. его перевели в класс исторической скульптуры, где преподавал Ф.Г.Гордеев. В 1779-1784 гг. Прокофьев стажировался во Франции. Вскоре по возвращении в Россию его возвели в академики за статую «Морфей» (1785).

Значительная часть из 400 работ Прокофьева приходится на государственные заказы: работы для Казанского собора, дворцов в Павловске и Гатчине, Академии художеств, Публичной библиотеки.

Прокофьев был одним из авторов пластического комплекса петергофских фонтанов. Он исполнил для Большого каскада статую «Акид», аллегорическую фигуру «Волхов» и группу «Тритоны».

Мощные, стремительные, возвещающие военную славу России «Тритоны» венчают композицию петергофского каскада. В их полных жизни и экспрессии телах чувствуется безупречное знание анатомии и истинно барочное умение заставить бронзу подчеркнуть каждый мускул в светотеневой игре.

Величав и суров, как сама северная природа, старец «Волхов», сидящий у стены ковша. Он напоминает сказочного водяного и в то же время удивительно реален в трактовке могучей фигуры, в самой позе человека, с удивлением и интересом смотрящего в воду.

Погруженный в грезы любви пастушок «Акид», - пожалуй, самый нежный и проникновенный образ фонтанной сюиты. Его стройный, тонкий силуэт привлекает античной чистотой пропорций, одухотворенной сдержанностью жестов. Если «Тритоны» определяют собой победные мажорные интонации, в симфоническом звучании ансамбля, то «Акид», напротив, воплощение мелодичной По модели Прокофьева были отлиты бронзовые львы, установленные в 1801 г. на парапете основного водоема «Львиного каскада».

Во время Великой Отечественной войны скульптура «Волхов» и группа «Тритоны», которых не удалось эвакуировать, были похищены немецко-фашистскими захватчиками.

В 1948-1950 гг. И.Крестовским был воссоздан «Волхов», Н.Дыдыкиным – «Тритоны».

Среди замыслов Прокофьева видное место занимал проект петергофских фонтанов, названный «Триумф Нептуна». Он остался в стадии вполне разработанной модели.

Мастеру удалось без надуманного аллегоризма олицетворить грозную силу бурной стихии. «Триумф Нептуна» - наглядная иллюстрация к тому положению, что скульптурная группа не составляется из отдельных кусков, но должна быть заранее задумана как нечто целое и неделимое.

Профессорское звание Прокофьев получил только в 1800 г., а звание старшего профессора – лишь в 1819 г. и дальше не пошел. Скорее всего скульптор не сумел поладить с академическими верхами. Одновременно с настоящей творческой работой ему приходилось брать много заказов полуремесленного характера. В 1821 г.

Прокофьева постигло большое несчастье. Во время занятий в Академии с ним случился удар, правая рука и нога были наполовину парализованы. Несмотря на это, он продолжал работать. В последние годы жизни Прокофьев не был совсем забыт.

Академия художеств, как бы там ни было, продолжала высоко ценить художника, в частности как педагога. Именно ему передали осиротевший класс самого М.И. Козловского. Прокофьев состоял руководителем медальерного класса и преподавал рубку в мраморе.

Рекоменудем посмотреть:

Портрет эпохи солдатских императоров
Портреты эпохи солдатских императоров развивают строгую линию, намеченную при Александре Севере. На первый план вышла характеристика личности (в отличие от прежнего интереса к живописным проблемам, моделировке поверхности мрамора). Приме ...

Процесс создания скульптурного произведения
Сначала скульптор лепит маленький эскиз из пластилина или из глины, передающий первоначальный замысел. Затем воспроизводит эскиз в глине в большем размере и дорабатывает его. Скульптура больших размеров из глины делается на каркасе (из же ...

Развитие образования и образованности
Несмотря на смуту и неспокойствие, множество перемен и событий далеко не радостного свойства, происходит постепенный переход к новому времени с его устремлением к знанию и развитию разума. Большинство авторов отмечают печальное состояние ...