Федоскинская лаковая живопись

Информация » Русские народные промыслы » Федоскинская лаковая живопись

Звенят колокольчики под дугой, гудит земля под копытами тройки, и кажется, мы слышим весёлый смех. Но, может быть, увидим праздничное гулянье, яркое половодье красок хоровода или семейное чаепитие у большого золотого самовара. Или силуэты старинных русских городов, милые, скромные пейзажи родной сторонки… Золотом горят осенние листья, стелется туман над озером или светятся пушистые снега… Сколько красоты и поэзии! Краски горят или нежно переливаются. И мы пристально вглядываемся в живопись на всевозможных коробочках, ларцах, шкатулочках и пытаемся разгадать секрет этого чуда.

Художественный промысел лаковой миниатюры в подмосковном селе Федоскино ведёт свою историю от небольшой купеческой мануфактуры, основанной в конце XVIII века.

К середине XIX века сложился особый тип росписи федоскинских мастеров. В основе сюжетов миниатюр лежат сценки из крестьянского быта, пейзажи и натюрморты, копии картин известных художников, партреты знаменитых людей, иллюстрации к русским народным сказкам.

В 1904 году, после закрытия фабрики, мастера объединились в «Федоскинскую трудовую артель». На сегодняшний день это фабрика миниатюрной живописи.

А начиналось всё с обыкновенных лаковых козырьков для фуражек. Делали их на небольшой фабрике купца Коробова. Но вскоре стали выпускать в Федоскино иной товар – табакерки для нюхательного табака. В те времена было много любителей и даже любительниц понюхать табак. А для красоты на табакерки наклеивали рисунки – гравюры.

Но федоскинские мастера очень скоро научились и сами расписывать свои изделия масляными красками.

Не только табакерки стали выпускать на Федоскинской фабрике при новом хозяине – Лукутине. Изготавливали портсигары, коробочки для рукоделия, разнообразные шкатулочки, чайницы и многое другое. И все изделия украшала живописная роспись.

Федоскинские мастера пишут тонкими колонковыми кистями. Иногда используют способ письма «по-сквозному», «на просвет», когда рисуют по наклеенным тончайшим листочкам металлической фольги, сусального золота или перламутра.

И тогда зрителям кажется, что миниатюра светится, сияет изнутри нежным, волшебным светом. Не верится, что чудесная шкатулочка сделана не из ценного дерева, а из папье-маше. Иными словами – из картона, проклеенного в несколько слоёв и покрытого чёрным блестящим лаком. Получившееся таким образом папье-маше можно резать или даже, как дерево, обрабатывать на токарном станке.

Но главный секрет это, конечно, талант художника, расписавшего дивную шкатулочку.

Чудо шкатулочки из Федоскино хорошо знают не только в России, но и во многих странах мира. А можно ли разгадать секрет красоты? Наверное, на этот вопрос у каждого художника есть свой ответ…

Рекоменудем посмотреть:

Путь в кинематограф
Родился в семье инженера и архитектора Михаила Осиповича Эйзенштейна и Юлии Ивановны, урожденной Конецкой, из семьи архангелогородских купцов. В 1915 окончил Рижское реальное училище, затем три года учился в Петроградском институте гражд ...

Основные этапы развития первого театра на Руси
В условиях широких международных связей, осведомленность Киевской Руси о византийском театральном искусстве была вполне оправданной. Еще в 957 г. княгиня Ольга знакомится с театром в Константинополе. а в 1068 г. впервые упоминаются в лето ...

Реализм. История развития стиля и жанра
Термин "реализм" происходит от позднелатинского realis – что означает вещественный, действительный. Реализм в искусстве и есть художественная истина, или, иначе говоря, жизненная правда, выраженная в художественных образах. Те ...