Трагические судьбы русской культуры XX века, ее раскол

Информация » Русское искусство ХХ века » Трагические судьбы русской культуры XX века, ее раскол

Трагичность судьбы русской культуры XX века, ее раскол на внутрироссийскую и эмигрантскую во многом определили следующие факторы: проблема неграмотности (в 1926 году 43 % людей в возрасте 9 -49 лет и большинство старших возрастов были неграмотные), система среднего специального и высшего образования стали развиваться быстрыми, а точнее ускоренными темпами. Вообще "ускорение", как характеристика общественных отношений стало проявляться все чаще [1, 35].

Развитие советской науки тормозила гнетущая атмосфера тоталитарного государства, особенно сгустившаяся в конце 30-х годов. Общественные науки были поставлены под жесткий партийный контроль. Стремление партийного руководства к обеспечению духовного сплочения народа вокруг задач модернизации общества в условиях крайне слабой материальной базы обусловило возрастание идеологического фактора. Одним из направлений пропаганды стало обращение к национальным традициям. В этой связи возрастает роль исторического образования, исторических исследований, которые были ориентированы в нужном направлении.

Еще более трагическая ситуация складывалась в области литературы и искусства. В апреле 1932 года ЦК ВКП принял постановление "О перестройке литературно-художественных организаций", которым ликвидировался относительный глобализм периода НЭПа в области художественного творчества. На смену многочисленным литературным группировкам пришел единый Союз писателей СССР (1-й Всесоюзный съезд советских писателей состоялся в 1934 году). С этого времени все многообразие художественного творчества партия пытается загнать в лоно "социалистического реализма". Репрессии 30-х годов затронули и литераторов, прежде всего рапповских идеологов (Л. Авербаха, В. Киршона, Г. Горбачева и др.), из более чем пятидесяти писателей принадлежавших к литературным группировкам, сохранившимся к 30-м годам были репрессированы трое - Мандельштам, Третьяков, Бабель. А такие писатели как Клюев, Клычков, Касаткин, Приблудный, Васильев, Карпов - погибли, за исключение последнего [1, 68].

Подобные действия режима и созданная им атмосфера вызывала волну эмиграции. И как следствие возникновение эмигрантской культуры. Боль и страдание русской культуры эмиграции можно увидеть в творческом пути Солженицына, Хлебникова, физика Гамова, философов Булгакова, Бердяева, Трубецкова и др. В рамках же господствующего течения "соцреализма" создаются произведения другого типа. В литературе такие как "Собачье сердце", "Мастер и Маргарита" Булгакова, стихи Маяковского и Блока, романы и повести Горького, Ильфа и Петрова. Выделяются яркостью произведения многих писателей-фантастов, стихи Заболоцкого, Ахматовой, Цветаевой, Гумилева, кинокартины режиссеров Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко и других [Там же, 92].

Рекоменудем посмотреть:

Ведизм
О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода - ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными тек ...

Художник, фотограф, куратор
Эдвард Стейхен родился в Люксембурге в 1879 году, а вырос в штате Висконсин, так как его семья переехала в Милуоки. В четырнадцать лет он поехал в Чикаго посмотреть художественные и фотографические экспозиции на Всемирной выставке, посвящ ...

Рыцарство как доминантная форма светской культуры
На рубеже XII-XIII вв. приходится расцвет и светской культуры, так одним из её элементов явилось рыцарское сословие, зародившееся ещё в VII- VIII вв. Рыцарство - особый привилегированный слой средневекового общества, который на протяжени ...