Трагичность судьбы русской культуры XX века, ее раскол на внутрироссийскую и эмигрантскую во многом определили следующие факторы: проблема неграмотности (в 1926 году 43 % людей в возрасте 9 -49 лет и большинство старших возрастов были неграмотные), система среднего специального и высшего образования стали развиваться быстрыми, а точнее ускоренными темпами. Вообще "ускорение", как характеристика общественных отношений стало проявляться все чаще [1, 35].
Развитие советской науки тормозила гнетущая атмосфера тоталитарного государства, особенно сгустившаяся в конце 30-х годов. Общественные науки были поставлены под жесткий партийный контроль. Стремление партийного руководства к обеспечению духовного сплочения народа вокруг задач модернизации общества в условиях крайне слабой материальной базы обусловило возрастание идеологического фактора. Одним из направлений пропаганды стало обращение к национальным традициям. В этой связи возрастает роль исторического образования, исторических исследований, которые были ориентированы в нужном направлении.
Еще более трагическая ситуация складывалась в области литературы и искусства. В апреле 1932 года ЦК ВКП принял постановление "О перестройке литературно-художественных организаций", которым ликвидировался относительный глобализм периода НЭПа в области художественного творчества. На смену многочисленным литературным группировкам пришел единый Союз писателей СССР (1-й Всесоюзный съезд советских писателей состоялся в 1934 году). С этого времени все многообразие художественного творчества партия пытается загнать в лоно "социалистического реализма". Репрессии 30-х годов затронули и литераторов, прежде всего рапповских идеологов (Л. Авербаха, В. Киршона, Г. Горбачева и др.), из более чем пятидесяти писателей принадлежавших к литературным группировкам, сохранившимся к 30-м годам были репрессированы трое - Мандельштам, Третьяков, Бабель. А такие писатели как Клюев, Клычков, Касаткин, Приблудный, Васильев, Карпов - погибли, за исключение последнего [1, 68].
Подобные действия режима и созданная им атмосфера вызывала волну эмиграции. И как следствие возникновение эмигрантской культуры. Боль и страдание русской культуры эмиграции можно увидеть в творческом пути Солженицына, Хлебникова, физика Гамова, философов Булгакова, Бердяева, Трубецкова и др. В рамках же господствующего течения "соцреализма" создаются произведения другого типа. В литературе такие как "Собачье сердце", "Мастер и Маргарита" Булгакова, стихи Маяковского и Блока, романы и повести Горького, Ильфа и Петрова. Выделяются яркостью произведения многих писателей-фантастов, стихи Заболоцкого, Ахматовой, Цветаевой, Гумилева, кинокартины режиссеров Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко и других [Там же, 92].
Рекоменудем посмотреть:
Буддизм
Значительно позднее, чем ведизм, в Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о ...
Кратко о готической моде в Бургундии
Герцогство Бургундия во второй трети XV века превосходило в политическом и культурном отношении ослабленную войной Францию.
Могучая, стремительно восходящая княжеская династия, присоединившая к своим владениям и Нидерланды, в то время са ...
Карл Павлович Брюллов
Родился 29 ноября (10 декабря) 1798 в семье художника П.И.Брюллова, брат живописца К.П.Брюллова. Получил начальное образование у отца, мастера декоративной резьбы, затем учился в Академии художеств (1810–1821). Летом 1822 его вместе с бра ...
Навигация