Японский сад камней

Информация » Сад камней » Японский сад камней

Страница 3

Принципиальная схема композиции каждой группы обычно приближается к разностороннему треугольнику. Самая длинная его сторона обращена к фасаду дома, выходящему в сад. Самая короткая сторона помещается слева, а средняя справа (по закону движения, всегда соблюдаемому в искусстве садов). Воспринятый из Китая принцип направления слева направо имел оккультное значение, но, помимо этого, был связан с психологическими и эстетическими законами восприятия движения (он соблюдался во всех жанрах искусства). Направление слева направо называлось "каттэ" (сильная рука), а противоположное - "хи-гаттэ" (слабая рука). Соблюдение этого закона в композиции группы камней дает ощущение глубины пространства, а также общего равновесия масс. Если главный камень - "омо-иси" располагается в центре, то два фланговых камня - "ваки-исп" по степени важности будут, соответственно, слева и справа, перед этой группой - "хикаэ-иси" (передний камень), а за главной группой - "микоси-иси" (выглядывающий камень), подчеркивающий глубину пейзажа. Эта основная схема лежит в основе композиции практически каждого сада. Но, будучи каждый раз осмыслена в конкретной ситуации, она исчезает как рациональная схема, организуя живой пластический материал.

В японском саду камни всегда размещают по диагонали, параллельно или почти параллельно линии главной части сада. Используются камни необработанные, покрытые ржавчиной или мхом, подвергшиеся ветровой или водной эрозии, чаще всего зеленовато-голубого, коричневого, красного или пурпурного цветов, реже - белого.

Композиция составляется чаще всего из нечетного числа камней: семь, пять, три. Они устанавливаются на поверхности или их частично зарывают в землю, иногда наклонно, под углом к поверхности земли. Каменные тропинки - неотъемлемый элемент японского сада, при этом их укладывают так, чтобы длинная ось камня была направлена перпендикулярно по направлению тропинки, а неровную сторону зарывают в землю. Если камни в японском саду символизируют горные земли Японии и мужскую силу Ян, то вода олицетворяет ее быстрые реки и тихие озера, является символом отрицательной, темной, мягкой, женской силы Инь. Их вечное противостояние и неразрывное единство, согласно древнему космогоническому дуализму, является основой существования мира.

Обычно камни укладываются по три, образуя триаду: большой камень и два камня поменьше, и эта триада достаточно типична для японского сада. При всей ее простоте укладка такой триады - достаточно сложный процесс.

Прежде чем уложить камень, мастер смотрит на него со всех сторон - и не одну минуту . Выбирает позу камня, ищет его «лицо», (японцы считают, что каждый камень имеет его), пытается понять динамику камня. И после определенного поиска он, наконец, находит свое место в саду. Причем считается, что есть камни, которые «смотрят» вверх, а есть те, что «смотрят» вниз. Есть камень «прямостоячий» и камень «лежачий», есть камень «убегающий» и камень «догоняющий», есть камень «поддерживающий» и камень «прислоняющийся». Разновидностей - десятки. И в саду у них разные задачи.

Способ расстановки камней тоже регламентируется, тоже является символичным. Есть главная и второстепенная их группы. Есть специальная группа камней, которая называется связующей и «связывает» дом и сад, есть фоновая группа, которая используется как фон для более мелкой композиции. Вообще, в японском саду может быть большое число камней. Известен сад в Киото, в котором 30 камней. Каждый из них, как водится, имеет свое название, все камни сложены в пять групп, и очень интересна философия этого сада - он олицетворяет жизнь человека с его активной энергией в юности и мудрым спокойствием в старости. При этом каждая группа камней символизирует различные этапы человеческой жизни.

Традиционный элемент японского сада - тсукубаи, представляющий собой каменную чашу с водой в виде бочки (высотой 20-30 см), в которой традиционно мыли руки при чайной церемонии. Обычно тсукубаи располагают на низкой небольшой ровной площадке перед каменной стеной, живой изгородью или в центре сада, около него устанавливают каменный фонарь. В древней Японии камни с естественными углублениями посередине использовались для различных хозяйственных нужд, а затем и для символического очищения перед входом в синтоистское святилище. Позднее эта традиция была перенесена и к буддийским храмам, поскольку сама процедура лишь воду на руки означала в буддийских практиках завершения какого-либо дела.

Страницы: 1 2 3 4

Рекоменудем посмотреть:

Виды резьбы и техника ее выполнения
Существующие виды резьбы по дереву можно под­разделить на группы. Основные из них следующие: - плосковыемчатая, или углубленная; - плоскорельефная; - рельефная; - прорезная, или ажурная; - скульптурная, или объемная; - домовая (кора ...

Русский классицизм
Чем же так отличается русский классицизм от европейского? Главным образом, тем, что он удивительно гармонично сочетает в себе идеалы античности и собственной русской, даже православной культуры. Собственно, в России трудно провести четкую ...

Теоретическое исследование проблемы
Французская революция и последующие за ней события вызывают стремление людей к национальной независимости. В 1804 г. Наполеон объявляет себя императором, а Францию - империей. Считая себя тонким ценителем искусства, Наполеон ставит искус ...