«Царские» праздники

Страница 1

В Московском государстве XVI-XVII вв. стержнем публичной жизни дворца являлись выходы государя и его свиты на православные праздники. Знаток московского двора И.Е. Забелин отмечал, что такие выходы составляли «одну из самых видных сторон древнего царского быта». Даже «самые обыкновенные, почти каждодневные выходы царя к обедне и вообще к церковной службе в известные праздники были не что иное, как церемониальные шествия».

В XVII в. Возникает новая система ежегодных торжеств. Значительную их часть стали составлять светские празднества, называемые торжественными и викториальными днями.

Начали угасать традиционные праздники, но сформировались новые для России светские торжества. 30 сентября 1696 г. в честь возвращающегося с победой из-под Азова войска в Москве был организован первый «победительный» въезд, положивший начало целой веренице петровских триумфов. Затем в первые десятилетия XVIII в. возник стройный цикл ежегодных светских торжеств российского двора, включавший царские, военные праздники.

С 1 января 1700 г. императорский двор и вся страна начинали праздновать гражданский Новый год, тогда церковное новолетие наступало 1 сентября. По знаменитому указу 20 декабря 1699 г. о праздновании Нового года, полагалось учинить перед воротами некое украшение из древ.

В оформлении новогодних «огненных потех» всегда обыгрывались политические темы. Так, в новогоднем фейерверке 1703г. изображались аллегорические фигуры Времени и Фортуны, план штурма Нотебурга и др., фейерверк 1704 г. украшали статуи Юпитера, Марса и аллегорические картины, посвященные взятию Канец (Ниеншанца), а в 1711 г. га фейерверке были два плана - транспаранта на темы предстоящей войны с Турцией. Политические события отражались и в новогодних фейерверках послепетровского времени. Так, великолепный фейерверк 1760 г. напоминал о победах под Пальцигом и Франкфуртом. Перед зрителями предстали раскаленное солнце с именем Елизаветы, фигуры Славы и Вечности, а также Храм славы с изображением Петра Великого. Впрочем, «огненные потехи» нередко ограничивались иллюминацией, для которой создавались пышные брачные декорации.

В Петербурге 1 января царская чета и первые лица государства с утра слушали литургию в Троицком соборе. Затем следовало пиршество, которое проходило во дворце А.Д. Меншикова на Васильевском острове, в доме его величества, в аудиенц-камере Сената. После обеда царь гулял по улицам города, наблюдая за весельем народа, а завершалось торжество в 8-9 часов вечера, когда в небо взмывали огни фейерверка. В правление Анны Иоанновны новогодние торжества проходили в стенах дворца. 1 января в Большой церкви Зимнего дворца в присутствии августейшей фамилии и петербургского общества совершалась литургия. По выходе из церкви, приглашенные поздравляли императрицу с праздником и целовали ей руку. Затем в пяти парадных помещениях дворца следовал двухчасовой обед. За столы усаживались царская семья, российские и иностранные министры, придворные дамы, и кавалеры, генералитет, старшие офицеры и духовные персоны. Вечером во дворце проходил бал, завершаемый фейерверком на льду Невы и праздничной иллюминацией города.

Литургия, поздравления, целование руки, обеденный или вечерний стол, бал и огненные потехи были характерны для большинства торжеств времени Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, и Екатерины II.

Среди «царских» ежегодных праздников наиболее многочисленными являлись традиционные для допетровской России тезоименитства и относительно новые дни рождения. В московской Руси праздновались только дни царских ангелов, которые по всей стране отмечались церковными службами, выходами в церковь царя и его наследника, столами Золотой и Грановитой палатах и раздачей чинам водки и именинных пирогов в Передней палате или с Золотого крыльца. Празднование дней рождения в России началось только с царствования Федора Алексеевича. С 1676 г. в «Книгах царских выходов», появились отметки о службах в день рождения этого государя. Впервые день рождения царя отмечали при дворе 30 мая 1676 г. традиционней раздачей коврижек и водки. Впоследствии начали праздновать дни рождения других членов царской семьи. С наибольшим размахом проходили дня рождения и тезоименитства подросших дочерей Петра- Анны и Елизаветы, относительно которых уже строились планы брачных союзов. Что касается дня рождения императрицы Екатерины Алексеевны, о котором возвещали утром пушки петербургских крепостей, то он приходился на Великий пост и вследствие этого праздновался «при дворе тихо». Эти праздники явно преследовали политические цели. Брак Петра при живой царице с непородной иноземкой имевшей уже двух внебрачных дочерей, требовал особых законодательных актов и мероприятий, направленных на то, чтобы русское общество свыклось со второй семьей самодержца.

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

«Царские» праздники
В Московском государстве XVI-XVII вв. стержнем публичной жизни дворца являлись выходы государя и его свиты на православные праздники. Знаток московского двора И.Е. Забелин отмечал, что такие выходы составляли «одну из самых видных сторон ...

Роль отца и сына Растрелли в истории русской культуры
Карло-Бартоломео Растрелли, литейщик из металла и скульптор. Время его рождения, равно как и смерти, неизвестно. Купил себе во Франции графский титул и в 1716 г. был вызван Петром Великим в Петербург для литья пушек и для художественных р ...

Структура и функции культуры
Когда речь идет о структуре культуры, то имеется в виду, что устойчивые элементы культурной системы (нормы, образцы, институты, группы, статусы и т.п.) находятся в определенном соотношении и взаимодействии между собой, обеспечивая стабиль ...