Статуя Зевса Олимпийского

Информация » Семь чудес света » Статуя Зевса Олимпийского

Греция, V век до нашей эры.

Греки преклонялись перед Зевсом. Они ставили ему памятники, возводили храмы и считали, что он единственный, кто вносит в мир закон и порядок, его почитали как покровителя наук, спорта, искусства и морали.

До нашего времени дошли многие культовые статуи Зевса, изображающие его на троне с атрибутами власти. В живописи XVI-XVIII веков особой популярностью пользовались сцены, связанные с мифами о Данае, Европе, Ио, Леде. И везде главным героем выступал Зевс.

Считалось, что Зевс, как и другие боги, живет на горе Олимп, давшей название греческому городу – Олимпия. Этот город зародился в VII-IV веках до нашей эры и располагался в северо-западной части Пелопоннеса. В те времена он являлся не только религиозным центром Древней Греции, но и сосредоточием спортивной и культурной жизни страны. В Олимпии проводились знаменитые легкоатлетические состязания, названные впоследствии Олимпиадами. Поэтому именно в Олимпии было решено возвести храм самому почитаемому, самому любимому богу – Зевсу.

В начале V века до нашей эры жители Олимпии пригласили знаменитого афинского ваятеля Фидия, известного своими скульптурами, изготовленными для Парфенона, особенно грандиозной бронзовой статуей Афины Промахос, предводительницы в битвах, которую он воздвиг на афинском Акрополе. Фидию предложили возвести в Олимпии храм Зевса. Это сооружение должно было превзойти все прежде им созданное. Фидий согласился, и работа началась.

До нашего времени дошло только описание храма, который, по мнению современников, относился к лучшим образцам раннеклассического греческого стиля. К входу вели не традиционные ступени, а широкий гладкий пандус. Пол для центрального зала, где были установлены два ряда колонн, выложили черным мрамором. Свет поступал через вырез в крыше. Статую Зевса скрывал широкий расписной занавес. Когда его убирали, вошедшие люди могли видеть фигуру Зевса, сидевшего на троне. Его голову украшал оливковый венок. Густая волнистая борода прикрывала нижнюю часть лица. В правой руке он держал фигурку крылатой богини победы Нике, а в левой – скипетр со священным орлом. Высота статуи достигала 13 м.

Фидий вырезал бога из дерева и покрыл тело полированными пластинами из слоновой кости. В глаза вставил драгоценные камни. Чтобы слоновая кость не высушивалась и не коробилась, ее постоянно протирали оливковым маслом, от этого мрамор у пьедестала также блестел.

Приезжавшие из Афин и Рима высокие гости отмечали мастерство Фидия, создавшего настоящий шедевр. Римский политический деятель и искусный оратор Цицерон назвал статую Зевса Олимпийского воплощением мужской красоты. И позднее многие писатели, философы, побывавшие в Олимпии и видевшие творение Фидия, не могли не высказать своего восхищения и относили статую к лучшим творениям человечества, к одному из «Семи чудес света».

Многие римские императоры жаждали увезти статую в Рим, об этом мечтали и Калигула, и Нерон, но обстоятельства складывались не в их пользу.

Дальнейшая судьба этого произведения печальна. В конце IV века статую увезли в Константинополь. Там ее выставили в одном из дворцов. И снова восхищение, и восторг видевших ее людей. Но долго вне стен своего дворца фигура Зевса Олимпийского не простояла. Во время пожара в 475 году она сгорела.

Рекоменудем посмотреть:

Россия Левитана
Уже ранние работы художника порой напоминают маленькие лирические новеллы с открытым концом («Осенний день. Сокольники», 1879). Полного расцвета искусство Левитана как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в архетипич ...

Пейзажный жанр
В последней четверти XVIII века приобрел самостоятельность пейзажный жанр. В 1776 году С.Ф. Щедрин стал первым профессором и руководителем пейзажного класса. Характер его пейзажей лирический, поэтичный. Это в основном изображение окрестн ...

Политическая культура
Политическую культуру иногда рассматривают как самостоятельное явление, а иногда включают как подвид управленческой культуры. Содержание политической культуры определяется господствующим политическим режимом власти. Характерная черта тота ...