Статуя Зевса Олимпийского

Информация » Семь чудес света » Статуя Зевса Олимпийского

Греция, V век до нашей эры.

Греки преклонялись перед Зевсом. Они ставили ему памятники, возводили храмы и считали, что он единственный, кто вносит в мир закон и порядок, его почитали как покровителя наук, спорта, искусства и морали.

До нашего времени дошли многие культовые статуи Зевса, изображающие его на троне с атрибутами власти. В живописи XVI-XVIII веков особой популярностью пользовались сцены, связанные с мифами о Данае, Европе, Ио, Леде. И везде главным героем выступал Зевс.

Считалось, что Зевс, как и другие боги, живет на горе Олимп, давшей название греческому городу – Олимпия. Этот город зародился в VII-IV веках до нашей эры и располагался в северо-западной части Пелопоннеса. В те времена он являлся не только религиозным центром Древней Греции, но и сосредоточием спортивной и культурной жизни страны. В Олимпии проводились знаменитые легкоатлетические состязания, названные впоследствии Олимпиадами. Поэтому именно в Олимпии было решено возвести храм самому почитаемому, самому любимому богу – Зевсу.

В начале V века до нашей эры жители Олимпии пригласили знаменитого афинского ваятеля Фидия, известного своими скульптурами, изготовленными для Парфенона, особенно грандиозной бронзовой статуей Афины Промахос, предводительницы в битвах, которую он воздвиг на афинском Акрополе. Фидию предложили возвести в Олимпии храм Зевса. Это сооружение должно было превзойти все прежде им созданное. Фидий согласился, и работа началась.

До нашего времени дошло только описание храма, который, по мнению современников, относился к лучшим образцам раннеклассического греческого стиля. К входу вели не традиционные ступени, а широкий гладкий пандус. Пол для центрального зала, где были установлены два ряда колонн, выложили черным мрамором. Свет поступал через вырез в крыше. Статую Зевса скрывал широкий расписной занавес. Когда его убирали, вошедшие люди могли видеть фигуру Зевса, сидевшего на троне. Его голову украшал оливковый венок. Густая волнистая борода прикрывала нижнюю часть лица. В правой руке он держал фигурку крылатой богини победы Нике, а в левой – скипетр со священным орлом. Высота статуи достигала 13 м.

Фидий вырезал бога из дерева и покрыл тело полированными пластинами из слоновой кости. В глаза вставил драгоценные камни. Чтобы слоновая кость не высушивалась и не коробилась, ее постоянно протирали оливковым маслом, от этого мрамор у пьедестала также блестел.

Приезжавшие из Афин и Рима высокие гости отмечали мастерство Фидия, создавшего настоящий шедевр. Римский политический деятель и искусный оратор Цицерон назвал статую Зевса Олимпийского воплощением мужской красоты. И позднее многие писатели, философы, побывавшие в Олимпии и видевшие творение Фидия, не могли не высказать своего восхищения и относили статую к лучшим творениям человечества, к одному из «Семи чудес света».

Многие римские императоры жаждали увезти статую в Рим, об этом мечтали и Калигула, и Нерон, но обстоятельства складывались не в их пользу.

Дальнейшая судьба этого произведения печальна. В конце IV века статую увезли в Константинополь. Там ее выставили в одном из дворцов. И снова восхищение, и восторг видевших ее людей. Но долго вне стен своего дворца фигура Зевса Олимпийского не простояла. Во время пожара в 475 году она сгорела.

Рекоменудем посмотреть:

Художественная обработка стекла и техники его декорирования
Стекольных дел мастера различают три технологии обработки стекла: «горячую», «теплую» и «холодную». Разница заключается в температуре, при которой происходит обработка. Так, в первом случае, при «горячем» способе, стекло обрабатывается в ...

Отличия от итальянского Возрождения
Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко. Основные отличия: большее ...

Судьбы творческой интеллигенции Урала в 1930-е гг
Многие ученые и деятели культуры подвергались в этот период репрессиям. В ходе их погибли председатель Уральского областного бюро краеведения Я.А. Истомин (1887–1939), обвиненный в длительных связях с «врагами народа». Несмотря на насили ...