Футуризм

Страница 1

В искусстве поэтического слова расцвёл футуризм (будущее) - течение, родственное формотворческим экспериментам в живописи. Наиболее близко к западному футуризму как идеологии индустриального города стал молодой В.В. Маяковский. Его настроения позднее, в 1923г., вылились в создание ЛЕФа ("Левого Фронта искусства").

Представители русского футуризма, как и их соратники за рубежом, призывали к бунту против мещанской обыденности и радикальному изменению поэтического языка. Отрицая традиционную культуру, они культивировали эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для литературных произведений характерны переплетение документального материала и фантастики, в поэзии - и языковое экспериментирование ("слова на свободе" или "заумь").

Впервые же слово "футуризм" появилось в названии группы поэтов - "эгофутуристов". Признанным лидером эгофутуристов был Игорь Северянин (И.В. Лотарев, 1887-1941). Знаменитым поэт стал после публикации сборников "Громокипящий кубок", "Златолира", "Ананасы в шампанском" (1913-1915). Его поэзия воспевала атрибуты полуаристократической жизни, мир "золотой молодёжи" в интерьере дымных ресторанов и будуаров.

Известное творческое объединение поэтов-футуристов называлось "Гилея". В него вошли братья Д.Д. и Н.Д. Бурлюки, В. Хлебников, А.Е. Кручёных, В.В. Каменский, Е.Г. Гуро, В.В. Маяковский. Называли они себя "будетлянами" (русский аналог слова "футурум"), или "кубофутуристами". Последнее название примечательно, ибо выдает кровную связь нового течения с кубизмом в живописи. Были и другие футуристические группы, в частности - "Мезонин поэзии", куда некоторое время входил начинающий Б.Л. Пастернак.

Футуризм характеризуется бунтарством против традиционных фор и образов, новым отношением к рифме, слову, материалу поэзии. Антиреалистическая, антисимволистская направленность "революционного поэтического блока" очевидна.

Наиболее последовательно реализовал в творчестве эти установки А.Е. Кручёных (1886-1968).

Он работал над разрушением традиционной поэтической речи, искал самоценное, "самовитое слово", бунтовал против любых признаков смысла или рифмы.

Целиком погруженный в языковые эксперименты, он всё дальше уходил от адекватного восприятия собственного творчества и наконец объявил шедевром следующие пять строк:

дыр бул щыл

убещур

скум

вы со бу

рлэз

Один из самых одарённых футуристов "серебряного века" - Б.Л. Пастернак (1890-1960). До революционных потрясений 1917 г. он успел опубликовать два первых поэтических сборника - "Близнец в тучах" и "Поверх барьеров".

Лирик по складу дарования, Пастернак отдал дань открытиям "младосимволистов", акмеистов, кубофутуристов.

В поэзии Пастернака темы-образы, сплетаясь друг с другом, передают не одномоментность жизни, а её многоголосное звучание. Ритм стихов полон динамики. Строчки, по выражению Виктора Шкловского, "рвутся и не могут улечься, как стальные прутья, набегают друг на друга, как вагоны внезапно заторможенного поезда". Поэт вслушивался в мир, и в вихре все новых метафор рождались звуки, олицетворяющие чудо жизни ("шепчет яблони прибой", "грохочущая слякоть", "как лед, трещал и таял кресел шелк").

Ментальность серебряного века - культ творчества как единственной возможности прорыва к новым трансцендентным реальностям, преодоление извечной российской "двоичности" - святого и звериного, Христа и Антихриста. Творчество художественной интеллигенции становится интегральным способом осмысления времени и "Я" в нем через настойчивые мотивы свободной воли, поиски Бога, смерти…

Термин Н. Бердяева "русский культурный ренессанс" предстает важнейшим элементом для социокультурной эпохи серебряного века. Он не случайно стал наиболее плодотворным этапом для русской философии и культурологи. Вслед за беспрецедентным разнообразием дарований на художественной ниве - И. Бунин, А. Куприн, А. Блок, Н. Гумилёв, А. Белый, Вяч. Иванов, В. Хлебников, С. Есенин и многие другие - представлена блистательная галерея идей и судеб в лице Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Флоренского, С. Франка, Г. Федотова, Н. Лосского, А. Лосева и др. Показательно, что добро и зло мира становятся в русской ренессансной философии теми абсолютами-родниками, которые питают такие непреходящие понятия, как "русский ум, "русский характер", ставшие главными психоаналитическими категориями.

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Историко-культурный потенциал Вологодской области
Вологодчина – это старинный русский край со всеми его приметами: неброская красота северной природы, безымянные лесные речки с чистейшей водой, белокаменные стены древних монастырей и храмов. В современных границах области объединены как ...

Из истории собирания песенного фольклора Самарского края
История собирания песенного фольклора Самарской области насчитывает более ста лет. Первыми изданиями стали сборники и разрозненные публикации, в которых были помещены исключительно тексты песен без нотографической записи напевов. В некото ...

Русский символизм
Русский символизм, самый значительный после французского, имел в основе те же предпосылки, что и символизм западный: кризис позитивного мировоззрения и морали, обостренное религиозное чувствование. Символизм в России вбирал два потока – ...