Всегда связана с определенной пространственной средой, освещена естественным или искусственным светом. Свет и тень служат средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Они располагаются на поверхности в соответствии с характером лепки, а также с местоположением источника освещения. Есть ряд разновидностей круглой скульптуры. Основные из них - статуя, группа из двух или более фигур, связанных между собой по содержанию и композиционно, голова, бюст (погрудное или поясное изображение человека).
Главными типами круглой скульптуры являются: статуя, статуэтка, бюст, торс и скульптурная группа.
Бюст - погрудное, поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре.
Скульптурный станок - деревянный треножник с вращающейся круглой или квадратной доской-подставкой, на которую помещают создаваемое произведение круглой скульптуры.
Статуэтка - вид мелкой пластики; статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера. Статуя - свободно стоящее объемное изображение человеческой фигуры в рост, а также животного или фантастического существа. Обычно статуя помещается на постаменте. Так называемая конная статуя изображает всадника.
Торс - скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Торс может быть обломком античной скульптуры или самостоятельной скульптурной композицией.
Хрисоэлефантинная скульптура - скульптура из золота и слоновой кости, характерная для античного искусства. Хрисоэлефантинная скульптура состояла из деревянного каркаса, на который наклеивались пластины из слоновой кости, передававшие обнаженное тело; из золота исполнялись одежда и волосы.
Принципы композиции в круглой скульптуре несколько отличаются от принципов композиции такого же сюжета в живописи. Скульптор стремится к предельной лаконичности, суровому отбору и сохранению лишь тех совершенно необходимых деталей и частностей, без которых смысл произведения был бы неясен. Такое самоограничение вытекает из природы скульптурного блока - камня или дерева, целостный объем которого нельзя чересчур дробить. Мелочная детализация нарушила бы единство этого скульптурного блока. В круглой скульптуре очень трудно решить многофигурную сцену. Фигуры надо как можно больше сблизить и вместе с тем позаботиться о том, чтобы одна фигура не заслоняла другую, так как слитность их помешает выявлению четкого силуэта. Работая над многофигурными композициями, скульпторы строят их в расчете на круговое обозрение и продумывают силуэт всего произведения в целом. Так построена композиция многих памятников: "1000-летию России" в Новгороде, Екатерине II в Ленинграде, Шевченко в Харькове, генералу Ефремову в Вязьме и других. В каждом из этих памятников фигуры развернуты во все стороны, как лучи от композиционного центра, и для осмотра всего памятника зритель обязательно обойдет его кругом.
Роль рельефа как вида скульптуры весьма значительна. Он обладает древней историей, большими художественными возможностями, имеет свои художественные и технические особенности.
Рекоменудем посмотреть:
Книгопечатание, книги и зачатки научного знания
С. М. Соловьев считал, что русское общество того времени явственно осознавало свое отставание от западных соседей и поэтому стремилось преодолеть это отставание, “сблизиться с теми народами, которые показали свое превосходство, позаимство ...
Быт Петровского времени
Самый устойчивый компонент жизни людей – это быт, но и он испытал серьезные изменения в петровскую эпоху. Поставив целью сформировать породу новых людей, Петр стремился привить дворянам хорошие манеры, дать им светское воспитание и образо ...
Структура и морфология культуры. Типология культуры. Функции культуры
Прежде всего зададимся вопросом, что означает термин “структура”? Структура - “это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешни ...
Навигация