Из истории собирания песенного фольклора Самарского края

Информация » Собиратели русского фольклора » Из истории собирания песенного фольклора Самарского края

Страница 2

Большое количество текстов песен Куйбышевской области помещено в сборник 1938 года "Волжские песни" [11]. Помимо песен, посвящённых революционно-сталинской тематике, опубликовано более 20 текстов исторических, лирических, свадебных и плясовых песен. Среди них " Соловей кукушку уговаривал ", " Широко Воложка разливалася ",

"Ах ты, сад, ты мой сад", "Ах, туманы, вы, туманушки", "Подуй, подуй, ты, погодушка", "А, батюшка, пей, меня не пропей", "Посылала Ваню мать", "Прялочку под лавочку" и др.

Начиная с конца 40-х годов, песни нашего края разрозненно публиковались в некоторых крупных столичных изданиях [34], [33], [31], [32].

Первые нотные публикации песен, записанных в Самарской области, появились в 1862 и 1876-77 годах [21], [28]. Три напева мы встречаем в сборнике М. Балакирева, вышедшем в 1891 году [7]. Композитором была предпринята специальная поездка по Волге, он был первым из собирателей, кто начал записывать песни не в городе, а в деревне от крестьян. Каждому напеву автор даёт свою обработку - гармонизацию.

Собиратель Липаев И.В. в газете "Русская музыкальная газета" опубликовал напевы и тексты свадебного причитания "Ты, кормилец мой, батюшка" и трудовой артельной "Вот нейдёт, пойдёт" [22].

Три напева, записанные в 1901 году А. Масловым, были опубликованы в сборнике "Песни с Поволжья" в 1906 году [43]. В 1926 году вышли в свет песни, собранные Р. Акульшиным [4].

Отдельные песни Самарского Поволжья были включены в различные сборники 30-40-х годов. Одна, записанная В. Захаровым в 1934 году в Борском районе, помещена в его работу "Тридцать русских народных песен" [42]. Три песни опубликованы Куйбышевским ОДНТ в 1944 году [38].

Ещё три, нотированные с фонографа, вошли в московский сборник "Десять русских народных песен" [15]. Четыре напева помещены в брошюру В.И. Волкова "Семь русских народных песен" [14]. Несколько песенных образцов были включены в другие издания [2], [35], [27], [36], [17], [19].

Большую экспедиционную работу в Самарском Поволжье в конце 40-х, начале 50-х годов проводила группа ленинградских исследователей-фольклористов, входивших в состав научной экспедиции Института русской литературы АН СССР. Плановая полевая работа по сбору и записи произведений местного устного народного творчества велась в Елховском, Утёвском, Ставропольском, Богатовском, Кинель-Черкасском и Новодевиченском районах Самарской области.

Результатом ленинградских экспедиций стал ряд публикаций, посвящённых самарскому песенному фольклору, вышедших в печать в конце 50-х, начале 60-х годов.

Основным итогом экспедиционных поездок 1948, 1953, 1954 годов стал сборник "Русские народные песни Поволжья" [30], ставший первым крупным изданием, посвящённым фольклору Самарской области. Как писала газета "Советская культура", " .среди материалов [экспедиции] - более полутора тысяч волжских частушек, < .> старинные лирические и игровые напевы" [12]. Работа имеет предисловие и вступительную статью Н.Колпаковой, в которой раскрывается ряд вопросов истории заселения Куйбышевской области, а так же анализируется современное состояние народного творчества в регионе.

В сборник вошло 100 русских народных песен. Он поделён на два раздела: песни советские (20) и старинные народные песни (80). Из 100 публикуемых песен 83 были записаны с помощью магнитофона и 17 - по слуху. Особенно ценным представляется, что " .[песни] записаны непосредственно с голоса народа ." [29] без авторской музыкальной обработки или аранжировки. К сожалению, поэтические тексты отредактированы соответственно общепринятой литературной транскрипции, что лишило их самобытного диалектного колорита.

Страницы: 1 2 3

Рекоменудем посмотреть:

Духовная культура Санкт-Петербурга эпохи Просвещения
При всех отличиях материальной культуры от культуры духовной, становившихся все более глубокими по мере развития новых способов промышленного производства, между этими уровнями культуры существовала глубинная внутренняя связь, которая и о ...

Религия времен пунических войн
К середине 3 века, подчинив всю территорию Италии, Рим превратился в крупное государство, добивавшееся гегемонии во всем средиземноморье, что привело к столкновению с другой крупной державой – Карфагеном. Начинается эпоху пунических войн ...

Происхождение "Матрешки"
Много легенд ходит о происхождении матрешки. По утверждению сотрудников научно-исследовательского института игрушки эта деревянная фигурка появилась в 1890 году в Абрамцевской усадьбе, в Подмосковье. Прообразом ее стала фигурка японского ...