Литература. Театр

Страница 1

Литература 18 в. представлена тремя направлениями:

1) классицизмом – творчество А.П. Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедии «Опекун», «Лихоимец», основной задачей для писателя являлось исправление и просвещение дворянства).

Для русского классицизма как литературного направления были характерны пафос гражданственности, сильные просветительские тенденции, резкая обличительная струя, защита идеи неразрывности интересов дворянства и монархии;

2) художественно-реалистическим – становление этого направления связано с творчеством Д.И. Фонвизина. Комедия «Бригадир» и «Недоросль» внешне схожи с сочинениями классицизма, но само содержание отличается (в них выведены живые люди, художественно обобщенные характеры. Они не сводятся к бичеванию недостатков характера, они обличают пороки крепостничества);

3) результатом обострения социальных противоречий в стране был кризис классицизма, начавшийся в 70-е гг. 18 в. В конце века начинает развиваться сентиментализм, отмеченный эмоциональным восприятием окружающего мира, повышенным интересом к человеческому чувству – Н.М. Карамзин (повесть «Бедная Лиза»). Для сентиментализма характерен показ чувств рядового человека, идеализация действительности.

Во второй половине 18 в., когда культура стала отражать черты поднимающейся нации, возросла роль художественной литературы, которая в первой четверти столетия служила в основном средством пропаганды правительственной деятельности.

Этот пласт российской культуры был самым пестрым, самым мозаичным и разнородным, что было в полнее логично, ибо отражал великую сложность внедрения иноземной культуры в толщу общинного крестьянского мира, который за многие столетия не до конца усвоил даже богатства византийского православного культурного наследия. Поэтому в литературе петровской эпохи пласт народного творчества мало соприкасался с творчеством элиты.

Петровское время освободило крестьянство от мрачного и унылого преследования церковными догматиками сохранившихся компонентов архаичного славянского язычества. Стало меньше гонений на традиционные языческие празднества с их бурными гудениями, плясками, хороводами и т.п. По мере отдаления от жгучих баталий великой войны народная память запечатлевала эти события в традиционной форме «старин» (былин), исторических песен (преимущественно солдатских), в форме сказок, притчей и т.п. В них отражены и Полтавская баталия, и взятие Азова, и Нарва. Тема войны сохранилась в памяти народа, прежде всего как подвиг русского солдата и его героизм и жертвенность. Разумеется, в былинах, исторических песнях, своеобразных сказках отразилась, уже как легенда, и фигура Петра 1 (белорусский сказ «Петро Велики», «Плач войска», «Смерть Петра», «Как на охоту Петр ездил» и др.). сохранился в фольклоре и «образ врага» («пропал как швед под Полтавой»), и образ изменника Мазепы (в цикле песен об украинском герое Семене Палие), и образы казнокрадов и угнетателей (князь Гагарин и др.).

Вместе с тем круг чтения русского крестьянина сохранил и традиционную литературу. Это духовно-учительская литература, «жития», включая и новейшие, полемические сочинения (особенно популярные у старообрядцев), сборники духовных стихов, наговоров, лечебники, календари и т.п.

В петровский период дворянство и отчасти горожане были непосредственными свидетелями заметного увеличения печатных книг нерелигиозного содержания. Причем это была не только научная литература и словари, но и книги чисто житейского назначения. В 1708 г. вышли «Приклады, како пишутся комплименты…» Это был новейший вариант формулярника (образцов) писем различного содержания с употреблением новейшей лексики. А лексика петровского времени испытывала огромное влияние Запада. Правящий класс и особенно его верхушка говорили на удивительном языке, где изобиловали голландские, немецкие и т.п. слова, термины, выражения. И, конечно, это имело прямое влияние на литературу петровской эпохи.

В соотношении литературных жанров наблюдались те же процессы. Наряду с религиозно-церковной мистикой и средневековой схоластикой, панегириками и кантонами зарождался русский классицизм. Видное место в литературе занимают теперь публицистические ораторские произведения. Известнейшими среди них являются творения Феофана Прокоповича («Слова и речи», «Первое учение отрокам», трагикомедия «Владимир», «Епиникион» и др.). Основная тема Прокоповича – прославление армии, реформ и России.

В петровскую эпоху развивался жанр художественной прозы, в частности, повести, раскрывающие реалии новой русской жизни («Повесть о Фроле Скобееве», «История о российском матросе Василии Криотском» и др.). Наконец, большой популярностью пользовалась западноевропейская литература.

В 1702 г. на Красной площади Москвы был сооружен театр, открывший двери простой публике. Играли там немецкие актеры (труппы И. Кунста, О. Фюрста), и репертуар состоял из немецких, французских, испанских и т.п. пьес. Однако такой театр был еще редким явлением. Как и в 17 в. театры заводила знать для узкого круга зрителей (театры в с. Преображенском и Измайлове). В петровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовных семинарий и т.п. Хотя репертуар таких театров был большей частью возвышенно-религиозный, однако нередко в пьесах такого рода отражались события современности. Театры ставили и чисто исторические по тематике пьесы (наиболее знаменита трагикомедия Ф. Прокоповича «Владимир» и др.). Основными центрами театральной деятельности были Киево-Могилянская академия, Славяно-греко-латинская академия в Москве, Московский «гофшпиталь» и др.

Страницы: 1 2

Рекоменудем посмотреть:

Исследование и анализ работы И. Н. Крамского в портрете Н.А. Некрасова
Портретист, исторический живописец, рисовальщик. Родился в городе Острогожске Воронежской губернии в семье мелкого чиновника. С детства увлекался искусством и литературой. По окончании уездного училища (1850) служил писцом, затем ретушеро ...

Танцевальная часть мировой культуры хип-хоп
Зародился в Нью-Йорке в 1969 году под названием «Good Foot», когда Джеймс Браун продемонстрировал публике свой знаменитый танец «Get on the Good Foot». Брейк-данс - зрелищная танцевальная часть хип-хоп-культуры. В переводе с английского – ...

Летописи – особый жанр древнекиевской литературы
Летописи - это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории - являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. Летопись была делом государственным, ...