Трансформация придворного быта

Информация » Расцвет русской культуры в XVIII в » Трансформация придворного быта

18 в. значительно изменил облик русской культуры, особенно в дворянской и городской среде. Перемены в общественно-культурной жизни, бытовом укладе, нравах русского общества были очень значительными; вводилась новая одежда, новая иерархия чинов, утверждена новая система орденов, в 1721 г. Россия стала империей.

Новые бытовые формы культуры властной рукою великого царя были жестоко внедрены в жизнь дворянской элиты. Все началось с новой одежды, с бритья бород и ношения париков. Право носить бороду оставили за крестьянами и духовенством. В Москве новая мода «насилу установилась за три года». Жители сибирских городов выпросили освобождение от новой одежды «по скудости» своей. Да и портным было много мороки. В 1700 г. у ворот Кремля были даже выставлены манекены с образцами новой одежды (венгерской, саксонской и французской). В конечном счете дворянство восприняло нововведения: ведь реформы возбудили в первую очередь в дворянстве желание даже внешне выделиться из общей массы.

Оригинальная фигура царя, соблюдавшего поначалу традиционные церемонии лишь на дипломатических приемах, внесла разительные перемены в дворцовый быт. Знаменитая дружеская «компания», состоящая из ближайших сподвижников царя, практически не различала деловые совещания и дружеские пирушки. Внешняя фамильярность обращения «компанейцев» с царем вносила в придворный быт новые черты. Хотя придворному быту царя не чужды были и забавы с карликами, и юмор шутов. Упрощались традиции, исчезала скованность. С 1718 г. по указу царя введены были «ассамблеи», которые узаконили формы царского общения с нужными и приятными ему людьми. Вскоре «ассамблеи» получили довольно широкое распространение. На этих вечерах все было необычно: гостей не встречали и не провожали, хозяин мог быть, но мог и отсутствовать. Были игры, были танцы, был чай, лимонад, шоколад и т.д. Причем каждый мог уйти в любое время. Конечно, в первые годы чувствовали себя скованно особенно женщины.

Наконец, нельзя не вспомнить о народных гуляньях в столицах по торжественным датам, в честь той или иной «виктории» в Северной войне (взятие Азова, победа под Полтавой, годовщина Ништадского мира и т.п.). Тогда устраивались торжественные процессии со множеством украшений, макетами замков, кораблей. В моде были красочные фейерверки, грандиозные маскарады. На площадях выставлялись угощения (фонтаны из вина, жареные туши). Однако участниками всего этого была лишь ничтожная часть общества. С это времени берет начало новогодний праздник с наряженной елкой и «огненными потехами» (с января 1700 г. введено новое летоисчисление). В отдельных направлениях (иконопись, летописание, портретная живопись, скульптура) русская культура выходит на уровень европейской культуры. В 19 в. русская культура становится уже частью мировой культуры, привнеся в нее свое национальное своеобразие, свое самостоятельное целое.

Рекоменудем посмотреть:

Представители Северного Возрождения
Наиболее выдающиеся образцы искусства Северного Возрождения — нидерландская живопись (братья ван Эйк, Р.Кампен, Г. ван дер Гус, Р. ван дер Вейден, Х.Мемлинг, проч.). Образцы более позднего периода — творчество Босха и Брейгеля. В Германии ...

Сретенский монастырь
Основанный в память об избавлении Москвы от разорения ханом Тимуром, этот монастырь – как, впрочем, и все русские обители – на своем веку повидал немало и хорошего, и дурного. Благодаря своему «центральному» положению, монастырь нередко с ...

Опыт казахских специалистов на примере Южно – Казахстанской областной научно-технической библиотеки
Преобразования, происходящие в библиотечной сфере, затрагивают ныне не только технологические изменения, благодаря которым улучшается качественное и оперативное удовлетворение информационных потребностей пользователей, но и образ мышлени ...