Трансформация придворного быта

Информация » Расцвет русской культуры в XVIII в » Трансформация придворного быта

18 в. значительно изменил облик русской культуры, особенно в дворянской и городской среде. Перемены в общественно-культурной жизни, бытовом укладе, нравах русского общества были очень значительными; вводилась новая одежда, новая иерархия чинов, утверждена новая система орденов, в 1721 г. Россия стала империей.

Новые бытовые формы культуры властной рукою великого царя были жестоко внедрены в жизнь дворянской элиты. Все началось с новой одежды, с бритья бород и ношения париков. Право носить бороду оставили за крестьянами и духовенством. В Москве новая мода «насилу установилась за три года». Жители сибирских городов выпросили освобождение от новой одежды «по скудости» своей. Да и портным было много мороки. В 1700 г. у ворот Кремля были даже выставлены манекены с образцами новой одежды (венгерской, саксонской и французской). В конечном счете дворянство восприняло нововведения: ведь реформы возбудили в первую очередь в дворянстве желание даже внешне выделиться из общей массы.

Оригинальная фигура царя, соблюдавшего поначалу традиционные церемонии лишь на дипломатических приемах, внесла разительные перемены в дворцовый быт. Знаменитая дружеская «компания», состоящая из ближайших сподвижников царя, практически не различала деловые совещания и дружеские пирушки. Внешняя фамильярность обращения «компанейцев» с царем вносила в придворный быт новые черты. Хотя придворному быту царя не чужды были и забавы с карликами, и юмор шутов. Упрощались традиции, исчезала скованность. С 1718 г. по указу царя введены были «ассамблеи», которые узаконили формы царского общения с нужными и приятными ему людьми. Вскоре «ассамблеи» получили довольно широкое распространение. На этих вечерах все было необычно: гостей не встречали и не провожали, хозяин мог быть, но мог и отсутствовать. Были игры, были танцы, был чай, лимонад, шоколад и т.д. Причем каждый мог уйти в любое время. Конечно, в первые годы чувствовали себя скованно особенно женщины.

Наконец, нельзя не вспомнить о народных гуляньях в столицах по торжественным датам, в честь той или иной «виктории» в Северной войне (взятие Азова, победа под Полтавой, годовщина Ништадского мира и т.п.). Тогда устраивались торжественные процессии со множеством украшений, макетами замков, кораблей. В моде были красочные фейерверки, грандиозные маскарады. На площадях выставлялись угощения (фонтаны из вина, жареные туши). Однако участниками всего этого была лишь ничтожная часть общества. С это времени берет начало новогодний праздник с наряженной елкой и «огненными потехами» (с января 1700 г. введено новое летоисчисление). В отдельных направлениях (иконопись, летописание, портретная живопись, скульптура) русская культура выходит на уровень европейской культуры. В 19 в. русская культура становится уже частью мировой культуры, привнеся в нее свое национальное своеобразие, свое самостоятельное целое.

Рекоменудем посмотреть:

Фольклор и арт-терапия
Творчество есть та притягательная точка, к которой в той или иной степени устремляется личность любого человека. Творчество как способ самореализации создает условия для раскрепощения, снятия стрессов, самовыражения, внутренней свободы че ...

Собор спаса преображения сер. XII века
Древнейший монастырский храм – центр Христианского Просвещения в Пскове; воздвигнут попечением святителя Нифонта, которому, по-видимому, принадлежит и гениальный замысел великолепного ансамбля фресок Мирожи, выполненных византийскими худо ...

Духовная культура Санкт-Петербурга эпохи Просвещения
При всех отличиях материальной культуры от культуры духовной, становившихся все более глубокими по мере развития новых способов промышленного производства, между этими уровнями культуры существовала глубинная внутренняя связь, которая и о ...