Время создания: 1152—1157 гг.
Князь Юрий Долгорукий заложил Спасо-Преображенский собор в основанном им городе Переславле-Залесском. Верхнюю часть храма достраивал его сын Андрей Боголюбский. Ширина храма больше, чем его высота. Это почти квадратный в плане трехапсидный храм с четырьмя крестчатыми столбами, которые держат своды и единственную главу. Боковые апсиды не закрывались алтарной преградой, но свободно открывались взорам молящихся. Его формы лаконичны и строги. Массивные барабан и глава придают строению воинский облик. Узкие щелевидные окна барабана ассоциируются с крепостными бойницами. Его стены, разделенные лопатками на прясла, завершены закомарами, центральные из которых больше, чем боковые. Зданию свойственна очень четкая разбивка плана.
Храм сложен из тщательно обработанных белокаменных квадров. Камни укладывали почти насухо, заполняя промежуток между внутренней и внешней стенами бутом, а затем заливались известью. По низу здания проходит цоколь. Фундамент здания состоит из крупных булыжников, скрепленных тем же известняковым раствором. Наружная поверхность сводов, купол и постамент под барабаном выполнены из неотесанных каменных блоков. По верху барабана идет декоративный пояс, который сохранился лишь фрагментарно: его бо́льшая часть была сбита и заменена реставраторами на новодел. Снизу идет городчатая полоса, выше бегунец, еще выше орнаментированный полувал. Отличительной чертой Спасского храма является минимальное применение декора, который нашел свое место только на барабане и на апсидах.
Рекоменудем посмотреть:
Восток, Запад и Россия
В Библии написано, что, когда народы земли объединились в общем энтузиазме для осуществления дела неугодного Богу и начали строить башню высотой до неба, Господь воспрепятствовал такому их объединению, смешав языки, почему люди перестали ...
Новый этап в градостроении Петербурга
Невиданным в мировой практике размахом ансамблевого градостроительства была отмечена первая треть XIX века. В Петербурге появились большие архитектурные ансамбли, широко развернутые в пространстве и формирующие целостную архитектурно-худо ...
Изразец в архитектуре русского средневековья
Древнерусский изразец заметен и любим и в музейной экспозиции, и в архитектурном декоре – привлекает нарядностью, сочной декоративностью сюжетов, орнаментов, яркими цветами, звучность которых подчеркнута блестящей фактурой поливной керами ...
Навигация