Параскевы Пятницы церковь на Торгу

Время создания: 1207 г.

Скорее всего, Пятницкий храм на Торгу возводили не новгородские мастера, а смоленские, т.к. она не имеет прямых аналогий среди новгородских церквей, но схожа со Свирской церковью Смоленска. Углы самого храма и нартексов оформлены широкими многоуступчатыми лопатками, необычными для Новгорода. То же самое касается и боковых прямоугольных апсид. Церковь представляет собой крестообразную постройку с шестью столбами. Четыре из них круглые, что совершенно не типично для новгородского строительства. У храма три апсиды, из которых центральная выступает намного дальше на восток, чем другие. К основному объему церкви с трех сторон примыкали пониженные притворы (нартексы). Из них сохранился только северный, от двух других дошли лишь небольшие фрагменты, и они пристроены реставраторами заново. Современный облик здание приобрело в результате реставрации, в процессе которой были выявлены многие, но не все его древние формы. Сейчас в храме размещается своеобразный музей истории новгородского зодчества.

Итак, мы видим, что сохранилось достаточно много памятников Древнерусского зодчества XI - начала XIII вв. – около 30. (Следует также учитывать тот факт, что многие строения в работу не вошли, ввиду значительного изменения их внешнего вида в ходе пожаров, войн, природных бедствий или неудачных реставраций) Особенно много их осталось в Новгородской и Киевской землях.

Храмы закладывались в основном местными князьями в честь своих небесных покровителей, но зачастую собор могли возвести в честь какой-либо крупной победы. Иногда заказчиком храма становилась местная торговая элита.

Архитектурные черты многих памятников поражают своим великолепием, а мастерство их выполнения заслуживает восхищения. В ходе работы мной было выяснено, что для строительства зачастую приглашались иноземные мастера, в частности византийские и греческие. Но многие храмы были построены стараниями русских зодчих. Постепенно в каждом княжестве складывается своя архитектурная школа с собственным подходом к технике строительства и декору зданий.

К XII в. русские мастера овладели техникой цементной кладки, использовали кирпич. Большое внимание уделялось росписи храмов фресками и декорированию мозаикой.

Историческая судьба многих памятников архитектуры того времени плачевны – они безвозвратно утеряны для нас. Некоторым повезло больше – они хоть и значительно перестроены, но всё же могут дать нам некоторое представление о зодчестве той эпохи. Многие же сооружения сохранились до наших дней почти в первозданном виде, и именно они дают нам самую полную картину об архитектуре Древней Руси XI - начала XIII вв.

Рекоменудем посмотреть:

Самоосознание эпохи Ренессанса
К 15 в. итальянские писатели,художники и архитекторы четко осознавали происходившие изменения и использовали такие выражения, как modi antichi (в античном стиле) или alle romana et alla antica ( в римском стиле и в стиле древности ) для о ...

Создание коллекции моделей одежды как художественной системы
При разработке коллекции моделей учитывается возможность изготовления изделий из тканей различных по цвету, фактуре и рисунку, с применением разнообразных отделок. Коллекция - это систематизированная совокупность моделей, построенная на ...

Юморист с камерой
Робера Дуано и его истинно парижская привычка — бродить по улицам, никогда не бесцельно. Он всегда начеку, его камера всегда взведена, готова к работе. Он ищет нелепые, невероятные, юмористические, ироничные и сатирические аспекты жизни. ...