Религиозные факторы формирования культуры Месопотамии и Киевской Руси

Информация » Сравнительный анализ культур Мессопотамии и Киевской Руси » Религиозные факторы формирования культуры Месопотамии и Киевской Руси

Сравнивая религиозные системы Месопотамии и Руси можно выделить на раннем развитии Киевской Руси общие черты с религией Месопотамии, а именно, политеизм.

Если в Киевской Руси политеизм был вытеснен почти полностью христианством, то в силу отсутствия на период исторического развития Месопотамии мировых религий, характерной чертой религии Древней Месопотамии оставался политеизм (многобожие) и антропоморфизм (человекоподобие) богов.

Для Шумера типичным является культ местных богов, и, прежде всего бога-покровителя города. Так, в Ниппуре поклонялись Энлилю (Эллилю) — богу воздуха, который позднее получит статус верховного бога в шумерском пантеоне; в Эреду — Энки (богу подземных пресных вод и богу мудрости); в Ларсе — Уту (богу Солнца); в Уруке почитались Ани Инанна (богиня любви и войны) и т.п. Богиней загробного мира, находившегося под землей («Страна, откуда нет возврата»), считалась Эрешкигаль, а ее супругом был бог войны Нергал. Люди были созданы богами, чтобы служить им. После смерти человека его душа навечно оказывалась в загробном мире, где ее ожидала весьма «невеселая» жизнь: хлеб из нечистот, соленая вода и т.п. Сносного существования удостаивались только те, для кого жрецы на земле совершали специальные обряды, единственное исключение делалось для воинов и многодетных матерей. В Ассирии главным богом был бог войны Ашшур.

Религиозные тексты фиксировались на глиняных табличках, которые читались на Новый год. Также, жители Месопотамии молились своим богам об избавлении от несчастий и благах.

Очень почитались изображения богов, как в раннем язычии русичей, так и у вавилонян. На Руси изображения выполнялись из дерева или камня и располагались на священных капищах «храмах под открытым небом», в Месопотамии изображения богов ваялись и подновлялись в специальных мастерских при храме; после этого они подвергались сложному и совершенно тайному ритуалу освящения, который должен был превратить безжизненную материю в сосуд божественного присутствия. Вовремя ночных церемоний они наделялись «жизнью», их глаза и рты «отверзались»,чтобы идолы могли видеть, слышать и есть; затем над ними совершался ритуал«омовения рта», придававший им, как считалось, особую святость.

Тем не менее, сам процесс изготовления идолов вручную, по-видимому, во всех религиях, где подобные изображения обладали культовой или священной функцией, ощущался как некая неловкость, на что указывают часто встречающиеся легенды и религиозные сказания, подчеркивающие чудесное происхождение наиболее знаменитых изображений богов.

Рекоменудем посмотреть:

Проблема, связанная с определением понятия «культура» и попытки ее определения
Исходной проблемой культурологии является проблема; что же такое, собственно, культура? Сегодня исследователи насчитывают более 500 определений и понятия «культуры». Самое короткое и самое емкое определение предложил американский ученый ...

Ньепс - первый в мире фотограф
Теперь можно, наконец, с удовлетворением подчеркнуть, что Жозеф Нисефор Ньепс, который более века находился в тени своего бывшего партнера Луи Ж.-М. Дагера, снова начинает по праву считаться первым в мире фотографом. Ньепс не только созда ...

Сравнительный анализ музыковедческих концепций Э. Курта и Б. Асафьева
Влияние исследований видных музыковедов первой половины XX в. Э. Курта и Б. Асафьева на современное музыкознание общеизвестно. Их работы предопределили некоторые важнейшие направления современной музыкальной теории: анализ отдельных музык ...