Религиозные факторы формирования культуры Месопотамии и Киевской Руси

Информация » Сравнительный анализ культур Мессопотамии и Киевской Руси » Религиозные факторы формирования культуры Месопотамии и Киевской Руси

Сравнивая религиозные системы Месопотамии и Руси можно выделить на раннем развитии Киевской Руси общие черты с религией Месопотамии, а именно, политеизм.

Если в Киевской Руси политеизм был вытеснен почти полностью христианством, то в силу отсутствия на период исторического развития Месопотамии мировых религий, характерной чертой религии Древней Месопотамии оставался политеизм (многобожие) и антропоморфизм (человекоподобие) богов.

Для Шумера типичным является культ местных богов, и, прежде всего бога-покровителя города. Так, в Ниппуре поклонялись Энлилю (Эллилю) — богу воздуха, который позднее получит статус верховного бога в шумерском пантеоне; в Эреду — Энки (богу подземных пресных вод и богу мудрости); в Ларсе — Уту (богу Солнца); в Уруке почитались Ани Инанна (богиня любви и войны) и т.п. Богиней загробного мира, находившегося под землей («Страна, откуда нет возврата»), считалась Эрешкигаль, а ее супругом был бог войны Нергал. Люди были созданы богами, чтобы служить им. После смерти человека его душа навечно оказывалась в загробном мире, где ее ожидала весьма «невеселая» жизнь: хлеб из нечистот, соленая вода и т.п. Сносного существования удостаивались только те, для кого жрецы на земле совершали специальные обряды, единственное исключение делалось для воинов и многодетных матерей. В Ассирии главным богом был бог войны Ашшур.

Религиозные тексты фиксировались на глиняных табличках, которые читались на Новый год. Также, жители Месопотамии молились своим богам об избавлении от несчастий и благах.

Очень почитались изображения богов, как в раннем язычии русичей, так и у вавилонян. На Руси изображения выполнялись из дерева или камня и располагались на священных капищах «храмах под открытым небом», в Месопотамии изображения богов ваялись и подновлялись в специальных мастерских при храме; после этого они подвергались сложному и совершенно тайному ритуалу освящения, который должен был превратить безжизненную материю в сосуд божественного присутствия. Вовремя ночных церемоний они наделялись «жизнью», их глаза и рты «отверзались»,чтобы идолы могли видеть, слышать и есть; затем над ними совершался ритуал«омовения рта», придававший им, как считалось, особую святость.

Тем не менее, сам процесс изготовления идолов вручную, по-видимому, во всех религиях, где подобные изображения обладали культовой или священной функцией, ощущался как некая неловкость, на что указывают часто встречающиеся легенды и религиозные сказания, подчеркивающие чудесное происхождение наиболее знаменитых изображений богов.

Рекоменудем посмотреть:

Культурный, или познавательный туризм
Туризм — наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда ...

Робер Капа: фото в бою
Робер Капа (1913—1954) был самым выдающимся сражающимся фотографом своего времени. Человек, который любил мир, ненавидел насилие и террор и мечтал о времени, когда не будет войн, которые нужно снимать, посвятил всю свою сознательную жизнь ...

Возникновение первых школ в Киевской Руси
Существовало в Древней Руси и школьное образование. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей духовных лиц: учили письму, счету ,богословию. Образование на Руси в то время имело те же корни, что и литература. Школы устраивались п ...