Олицетворение человека в рассказах А.П. Чехова и картинах И.И. Левитана

Информация » Сравнительный анализ творчества А.П. Чехова и И.И. Левитана » Олицетворение человека в рассказах А.П. Чехова и картинах И.И. Левитана

А.П. Чехов известен как мастер реалистического рассказа. Правда жизни - вот что привлекало его прежде всего. И этой правде Чехов не изменял нигде и ни в чем. Главное средство, которое Чехов использует для достижения той четкости, ясности, жизненной правдивости, которая отличает все его рассказы, - краткость. Но, оставляя только самое важное, самое необходимое, избегая пространных описаний, великий художник создает полную и яркую картину, вызывает у читателя богатейшую гамму чувств. Никто ни до него, ни после не умел писать так ярко и лаконично, на нескольких страничках умещая целую человеческую жизнь. В своих небольших рассказах Чехов ставил большие проблемы современности, глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства.

Необходимо обратить внимание на роль пейзажа в произведениях Чехова. Постоянным принципом писателя стало соотнесение природы и человеческих чувств. Например, в рассказе "Ионыч" только две пейзажные зарисовки. Обе они связаны с духовным миром героя. Первая - описание лунной ночи, которое соответствует душевному настрою влюбленного Старцева. Вторая зарисовка - всего несколько предложений, в которых говорится о наступлении осени. Такая осень и в душе героя.

Творчество Левитана тоже было посвящено теме отражения "внутренней духовности", только красками природы. Очевидно, что внутренний мир человека отражается в его делах, поступках, в истории, даже в его внешнем виде, но человек живёт "в природе" и природа также может отражать такие же настроения, которые свойственны людям. Можно ли, рисуя только природу и посвящая своё творчество только ей, отобразить человеческую душу? Своим творчеством Исаак Левитан доказал, что это вполне возможно. Природа на полотнах Левитана - это живой человек, который переживает, грустит, радуется и это можно вполне ясно ощутить на его картинах. Левитан не населял свой пейзаж людьми. Достаточно вспомнить, что фигуру женщины в картине "Осенний день. Сокольники" написал Николай Чехов, брат писателя. И тем не менее картины Левитана самым тесным образом связаны с переживаниями человека, они всегда воздействуют на чувства людей. Своего апогея достигает философская мысль Левитана в картине "Над вечным покоем" (1894). Грандиозность водной и небесной стихий, безграничность пространства - и здесь же открытый всем ветрам маленький островок земли с заброшенным кладбищем и часовней, в окне которой едва теплится огонек . Все рождает мысли о жизни и смерти, о ничтожности человека и его бренной судьбе перед лицом извечной величественной природы.

Рекоменудем посмотреть:

Русский авангард как феномен искусства 20 века
Русский авангард - общий термин для обозначения значительного явления в искусстве, процветавшего в России с 1890 по 1930 год, хотя некоторые ранние его проявления относятся к 1850-м, а поздние - к 1960-м годам. Феномен искусства 20 в., оп ...

Речевые приемы доказательства в монологической речи
Различные виды общественной деятельности человека обслуживаются разными функциональными разновидностями языка, самой же распространенной формой социально-речевого воздействия является диалог. Однако там, где виды культурно-общественного ...

Культурная жизнь
В начале XX в. доступ к литературе получили многие читатели, поскольку увеличилось число издаваемых книг и газет, количество общедоступных библиотек. На Урале появились новые писатели демократического направления Среди них: П. Инфантъев, ...