Олицетворение человека в рассказах А.П. Чехова и картинах И.И. Левитана

Информация » Сравнительный анализ творчества А.П. Чехова и И.И. Левитана » Олицетворение человека в рассказах А.П. Чехова и картинах И.И. Левитана

А.П. Чехов известен как мастер реалистического рассказа. Правда жизни - вот что привлекало его прежде всего. И этой правде Чехов не изменял нигде и ни в чем. Главное средство, которое Чехов использует для достижения той четкости, ясности, жизненной правдивости, которая отличает все его рассказы, - краткость. Но, оставляя только самое важное, самое необходимое, избегая пространных описаний, великий художник создает полную и яркую картину, вызывает у читателя богатейшую гамму чувств. Никто ни до него, ни после не умел писать так ярко и лаконично, на нескольких страничках умещая целую человеческую жизнь. В своих небольших рассказах Чехов ставил большие проблемы современности, глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства.

Необходимо обратить внимание на роль пейзажа в произведениях Чехова. Постоянным принципом писателя стало соотнесение природы и человеческих чувств. Например, в рассказе "Ионыч" только две пейзажные зарисовки. Обе они связаны с духовным миром героя. Первая - описание лунной ночи, которое соответствует душевному настрою влюбленного Старцева. Вторая зарисовка - всего несколько предложений, в которых говорится о наступлении осени. Такая осень и в душе героя.

Творчество Левитана тоже было посвящено теме отражения "внутренней духовности", только красками природы. Очевидно, что внутренний мир человека отражается в его делах, поступках, в истории, даже в его внешнем виде, но человек живёт "в природе" и природа также может отражать такие же настроения, которые свойственны людям. Можно ли, рисуя только природу и посвящая своё творчество только ей, отобразить человеческую душу? Своим творчеством Исаак Левитан доказал, что это вполне возможно. Природа на полотнах Левитана - это живой человек, который переживает, грустит, радуется и это можно вполне ясно ощутить на его картинах. Левитан не населял свой пейзаж людьми. Достаточно вспомнить, что фигуру женщины в картине "Осенний день. Сокольники" написал Николай Чехов, брат писателя. И тем не менее картины Левитана самым тесным образом связаны с переживаниями человека, они всегда воздействуют на чувства людей. Своего апогея достигает философская мысль Левитана в картине "Над вечным покоем" (1894). Грандиозность водной и небесной стихий, безграничность пространства - и здесь же открытый всем ветрам маленький островок земли с заброшенным кладбищем и часовней, в окне которой едва теплится огонек . Все рождает мысли о жизни и смерти, о ничтожности человека и его бренной судьбе перед лицом извечной величественной природы.

Рекоменудем посмотреть:

Русская историческая живопись
В живописи классицизм утверждался более сложным путем, так как по своей специфике она более тяготеет к конкретному и индивидуальному. Вполне естественно, что идеи Отечества, гражданственности, героическое начало нашли свое отражение в пер ...

Формирование концепции композиционного строения моделей и коллекции
В современном мире костюм играет огромную роль, производит незабываемое впечатление уважаемого, стильного и уверенного в себе человека в глазах окружающих. В конце концов, с его помощью человек становится просто персоной первой величины. ...

Детство Серафима Саровского
Развитие православной духовной мысли и жизни в XIX столетии в России, как и в предыдущие века, во многом было связано с практикой христианского жития и, прежде всего, с практикой русского монашества. Русское монашество XIX в. дало немало ...