Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression - впечатление), направление в искусстве последней трети 19 - начале 20 вв. Импрессионизм продолжает начатое реалистическим искусством 1840-60-х гг. освобождение от условности классицизма, романтизма и академизма и утверждает красоту повседневной действительности, простых, демократичных мотивов, добивается живой достоверности изображения. И. делает эстетически значимой подлинную, современную жизнь в её естественности, во всём богатстве и сверкании её красок, запечатлевая видимый мир в присущей ему постоянной изменчивости, воссоздавая единство человека и окружающей его среды. Акцентируя как бы случайно пойманный взглядом преходящий момент непрерывного течения жизни, импрессионисты отказываются от повествования, от фабулы.
В соответствии с этим определением и Левитан, и Чехов были импрессионистами. Чехов вошел в историю русской литературы как художник-новатор. Передовые современники ценили в Чехове его изумительное знание разнообразных сторон русской действительности, его любовь к родной стране, к ее природе, ее народу, его веру в грядущее торжество правды и справедливости. Восхищаясь силой чеховского реализма, способностью Чехова понимать сложность жизни, видеть жизнь такою, какова она есть - М. Горький, прямой наследник Чехова, уже в конце XIX столетия ясно почувствовал долговечность созданных им ценностей.
Творчество Чехова, отразившее с исключительной широтой русскую жизнь его времени, имеет непреходящую познавательную и эстетическую ценность. Оно ценно глубокой верой в неизбежность победы всех лучших человеческих стремлений, верой в неизбежность наступления новой, счастливой жизни.
И Левитан упорно ищет "новые формы", приходя к предельной, подлинно чеховской простоте изобразительных средств. Опуская ненужные детали, он сосредотачивает внимание на самом существенном, и лаконичной, острой композицией, верно взятым общим тоном, обобщенной трактовкой форм природы добивается замечательной силы выражения того или иного мотива русской природы. Так, в картине "Летний вечер" (1899-1900) широко, без каких-либо подробностей, пишет Левитан погруженный, ушедший уже в прохладную вечернюю тень первый план картины с широкой проселочной дорогой и неказистой изгородью, густыми, сочными мазками лепит раскрытые ворота деревенской околицы, освещенные заходящим солнцем, золотящийся в его лучах дальний лесок. С необыкновенной простотой и поэтичностью Левитан передает очарование летнего вечера где-то на задворках деревни, а в нашем восприятии возникает вся старая крестьянская Русь. Это, в сущности, тот же "подтекст" и то же умение через характерную частность выразить общее, типическое, каким отличалось новаторское мастерство А.П. Чехова.
Дружба великих русских деятелей - Чехова и Левитана, оказала огромное влияние на их творчество. Их близость, близость их мироощущения, объясняют схожесть их произведений. Оба они стремились делать свои произведения эмоциональными и поэтичными, выражая в них мечту о достойной человека прекрасной жизни.
Рекоменудем посмотреть:
Что такое сказка
Три фактора влияли на поэтический стиль сказок о животных: связь с древними поверьями о животных, воздействие социальной иносказательности и, наконец, возобладавшее детское начало.
То, что сказкам о животных исторически предшествовали пр ...
Станковая скульптура
Она называется так потому, что устанавливается на станке или подставке и предназначается для выставок, музеев, общественных и жилых помещений (последнее даже породило специальное понятие "кабинетная скульптура"). Станковую скуль ...
Техника выполнения геометрической резьбы
Небольшие по размеру изделия выполняют на вращающейся крышке стола или на специальном приспособлении. Это связано с тем, что все элементы геометрической резьбы следует резать по слою, в направлении естественного роста и развития волокон ...
Навигация